Заметили, что через четыре месяца после начала учёбы успеваемость ребёнка в школе стала заметно снижаться? Не спешите ругать его или паниковать из-за потенциальных проблем! Сначала проверьте, не стала ли причиной таких перемен одна из ситуаций, описанных ниже.

Вы помогаете ему делать домашнее задание
Если ваш малыш — первоклассник, тогда сначала помощь с домашними заданиями ему действительно будет нужна, но только не такая, после которой он привыкнет перекладывать на вас эту ответственность, а более продуктивная и грамотная. Дайте ребёнку возможность самому попробовать составить расписание домашних дел и выполнения уроков, пусть он проявит свою самостоятельность. Даже если сначала он откажется делать уроки, то почти сразу ощутит последствия такого выбора — двойки и вызов родителей в школу. Для тех детей, кто не видит смысла и значимость домашних заданий, подобный наглядный опыт необходим. Ребёнку нужно научиться не просто брать на себя ответственность за поступки, но и выдерживать её, и исправлять последствия в случае необходимости.
Он боится ошибиться или потерпеть неудачу
Из первой ситуации частично вытекает вторая. Например, если вы будете убеждать ребёнка, что плохая оценка — это крах всего живого на Земле, то каждый раз он будет испытывать сильный стресс в ожидании объявления результатов за задания. А уж если вдруг получит тройку или двойку, то может даже впасть в депрессивное состояние, его мотивация на продуктивную учёбу снизится. А дальше как снежный ком: боязнь публичных докладов и выступлений, страх проявить инициативу, поднять руку с ответом на вопрос учителя, заикание при ответах, боязнь быть вызванным к доске и т.д. Жизнь ребёнка в школе после такого превращается в бесконечный фильм ужасов, где одни риски сменяют другие.
Так что если вы узнали, что ребёнок редко проявляет себя на уроке, то не давите на него и не ругайте. Поговорите, найдите причину его страхов и переживаний, а вот когда источник проблемы определится, тогда можно подобрать различные форматы для его устранения. Например, вы можете тренировать малыша дома перед публичными докладами или выступлениями у доски со стихами.
Ребёнок не получает обратную связь
Односложные реакции и ответы на поступки ребёнка — это неэффективная обратная связь. Любимое родительское «Почему? Да потому что!» — архаичный подход к воспитанию и общению с ребёнком. Проявите участие, если малыш делится с вами новостями из своей жизни, при этом не важно, хорошие они или плохие: во втором случае ребёнок может даже больше ждать и хотеть качественной обратной связи от вас, потому что ему нужна поддержка. Разберите вместе проблемные темы или задания, объясните подробно, почему учитель не принял его ответ. А когда ребёнок пойдёт исправлять оценку, например, переписывать контрольную, то отметьте его успехи, даже если отметка изменится всего на один балл или даже на «плюс». Ведь это уже прогресс!
Вы замечаете только учебные успехи
И снова связанные между собой ситуации: если вы не будете давать качественную обратную связь, да ещё и хвалить только за оценки, тогда непременно ждите выгорания или бунта от ребёнка. В целом здесь же присоединяется страх ошибки или неудачи, ведь получить плохую оценку значит лишиться похвалы — а значит, в голове ребенка, перестать быть любимым.
Конечно, родителям хочется видеть только пятёрки в дневнике ребёнка, но вспомните, а действительно ли пригодились вам собственные оценки в жизни? Действительно ли они превыше счастья и здоровой психики малыша? Скорее всего, нет. Так что замечайте и другие достижения ребёнка, даже если в школе временно идёт полоса неудач.
Школьнику интереснее внешние хобби
К слову, о других достижениях. Не так много детей в целом ставят для себя учёбу на пьедестал почёта: друзья, игры, книги, кино, гаджеты, прогулки, домашние животные — что угодно может быть интереснее, чем учить очередной параграф. В этом нет ничего ненормального и страшного — если бы все любили одни и те же вещи, то наш мир был бы примитивным и плоским.
Помочь ребёнку не заиграться в ущерб учёбе всё же нужно, только делать это нужно на понятных ему примерах. Помните про «Почему? Потому что!»? Снова забудьте про этот аргумент! Да, математика важный предмет, несмотря на периодическую сложность и монотонность, зато будущим айтишникам, космонавтам и даже киберспортсменам без неё никак. А литература, русский язык и обществознание расширяют кругозор и словарный запас, так что помогут стать уверенным и эрудированным блогером, который сможет записывать не просто смешные кривляния под музыку.
И помните, что полюбить все дисциплины невозможно и не нужно: сделайте акцент на приоритетных уроках, а остальные просто поддерживайте на хорошем уровне.
Ребёнок испытывает прокрастинацию
Если на малыша навалилось всё и сразу, то он может испытать прокрастинацию: в его случае это когда учёба скучна и нет понимания, а зачем это всё вообще нужно. Когда учителя разом взваливают на плечи школьника десятки тем и заданий, а ещё надо с внеклассной деятельностью помочь — где, когда и за что хвататься... Все эти ситуации могут выбить ребёнка из привычной колеи.
Сначала важно определить причину, а затем перейти к её устранению. В первом случае, возможно, вам понадобится помощь психолога и упражнения на концентрацию внимания. Во втором — вперед, навыки тайм-менеджмента и рефлексивные разговоры.
У всех детей индивидуальные склонности и способности
Ещё одно напоминание напоследок. Все дети разные — это факт и норма жизни. Кто-то любит гуманитарные предметы, а кто-то технические, одни с радостью бегут в школу, а другие ждут, когда же она закончится навсегда. Кому-то уроки заменяют социальный круг общения, а кому-то прогулки с друзьями важнее, чем подготовка к реферату. Этот ребёнок понимает тему с первого раза, а вот тот — только с третьего. Главная мысль во всём этом — увидьте особенности своего ребёнка и выстраивайте вместе с ним его учебный план и дополнительные занятия, исходя из этой информации. Не пытайтесь «слепить» из ребёнка другого человека. Общайтесь, выполняйте вместе упражнения на развитие различных способностей, играйте в настольные игры, обсуждайте кино — в общем, будьте включены во все аспекты его личности и жизни, а не измеряйте всё школьными оценками.