2025-07-15 16:06:45

Почему до сих пор нет моста из Европы в Африку?

Почему до сих пор нет моста из Европы в Африку?

Геологи утверждают, что когда-то Средиземное море было озером: и на Востоке, и на Западе из него не было выхода. Однако перемещения тектонических плит и другие процессы изменили лицо континента: сначала море малость обмелело на Востоке (в результате выделились самостоятельные Чёрное и Каспийское моря), а затем по непонятным причинам возник пролив между Европой и Африкой. Он, к слову, невелик – 13 километров, и в ясную погоду жителям испанского и марроканского побережий видно противоположный берег.

Суммарно в регионе живут почти 90 миллионов человек, и идея соединить оба государства и континента стальной или хотя бы бетонной лентой моста витает в воздухе. Но почему-то никто не спешит воплотить её физически.

Почему так? Давайте разбираться.

Сама по себе затея построить мост длиной 13 километров тривиальна и не представляется для современных инженеров чем-то совсем уж невозможным. К примеру, мост между Кубанью и Крымским полуостровом, открытый не так давно с таким пафосом, едва не дотягивает до 20 километров. А в Китае есть мосты длиной по 40-50 (а то и более) кэмэ. Самый длинный из существующих мостов над водой (мы не берём эстакады над пустынными или болотистыми районами, которых в Китае тоже немало) – между Гонконгом и Макао, бывшими колониями соответственно Великобритании и Португалии, немногим более двух десятилетий назад возвращёнными Пекину. Его длина – 56 километров.

Так почему моста нет в Европе? Неужели инженеры хуже или денег нет? И да, и нет.

Идеей соединить африканское и европейское побережья грезили ещё в середине XIX века. Однажды для этого даже предложили возвести дамбу и перегородить Гибралтарский пролив целиком. К счастью, ресурсов для этой авантюры не оказалось.

С другой стороны, проект моста витал в воздухе, и в 1979 году правительства Марокко и вернувшихся на трон испанских Бурбонов пришли к единству в том, что идея так-то хорошая. В 1988 году марокканский король даже высказывал надежду, что мост будет завершён ещё при его жизни. Однако эти надежды оказались тщетными. Проблема в том, что нынешний уровень технологического развития Европы недостаточен для того, чтобы сделать такую конструкцию, заложив в нее требования по безопасности и надёжности.

Будем вместе создавать архитектуру сервисов с нуля.

Самая серьёзная трудность кроется в том, что пролив слишком глубокий: в месте, где расстояние между скалами минимально, морское дно опускается на километровую глубину (напомним, что пролив в Керчи не глубже 30-40 метров, а Эйфелева башня меньше раза в четыре). Можно, конечно, чуть отклониться в сторону Запада, где дно поднимается к поверхности.

Но даже в этом случае, при возросшей до 25 километров ширине пролива, придётся ставить опоры трёхсотметровой глубины. Ещё одна трудность – разнонаправленные течения, что серьёзно осложняет работу инженеров и гидротехников по расчёту сопротивления конструкции.

Но если с этим справиться можно, то опоры под водой, да ещё и трёхсотметровой высоты – пока непреодолимая трудность. Самые длинные существующие опоры созданы для строящегося моста Падма в Республике Бангладеш; речь идёт о колоннах высотой в 122 метра на тридцатиметровых сваях.

Конструктивно мост считается невероятно сложным, а проект – амбициозным на грани невыполнимости. Так что можно сказать о перспективах и реальности постройки моста в открытом океане на опорах почти километровой или даже, чем чёрт не шутит, трёхсотметровой длины? Невозможно. Не в этом десятилетии и, скорее всего, даже не в этом веке.

 

Мы пойдём другим путём!

Там, где нельзя построить мост над водой, можно проложить дорогу под ней. Самым известным тоннелем сравнимых характеристик считается Европейский, пробитый под проливом Ла-Манш и соединяющий Францию и Великобританию. Его длина превышает 51 километр.

Может быть, это решение?

К сожалению, тоннели менее надёжны и стоят дороже. А с учётом того, что между Африкой и Европой по океанскому дну как раз в этом самом месте пролегает Азорско-Гибралтарский разлом, строительство при нынешнем уровне развития технологий вновь оказывается невозможным. Вернее как? Построить-то можно. А если плиты сдвинутся?

Ладно тоннель, но вся береговая инфраструктура на десятки миль вокруг также будет уничтожена. Иллюстрацией этому тезису может служить инцидент в 1755 году, когда землетрясение неподалёку от побережья начисто разгромило португальскую столицу, Лиссабон.

Ещё одна причина – трудности с невероятно твёрдой породой. Однажды инженеры в Испании уже получили заказ на проектирование тоннеля, но были вынуждены отказаться от заказа, так как основание морского дна оказалось слишком твёрдым и неподатливым.

Впрочем, отказ от строительства в 30-х ещё не значит, что после этого работы не велись в принципе. Более того – даже сделали трассировку, просчитав идеальный маршрут заложения тоннеля. Так, в случае, если проект будет реализован, общая длина тоннеля составит 39 километров, из них 28 с половинкой будут проложены под водой. Уклон тоннеля составит три градуса, а максимальная глубина заложения чуть-чуть не дотянет до пятисот метров.

Оптимисты полагают, что для строительства потребуется десять лет, пятнадцать миллионов евро и тысячи рабочих рук. Что удивительно: у проекта нашлись потенциальные инвесторы! Выйдя из ЕС и скинув с себя бремя поддержки штанов в странах Восточной Европы, англичане столкнулись с дефицитом продовольствия и возросшими ценами на его поставку. Поэтому возведение моста в Марокко, где выращивают всё необходимое англичанам, от томатов и апельсинов до ягод, им будет ой как полезно. Соответственно, возросшая экономическая активность региональных игроков положительно скажется и на находящемся во владении Великобритании Гибралтарском полуострове, да и испанцам с португальцами немного перепадёт.

Поделиться
Оставить отзыв
Все статьи
Ваш комментарий/отзыв/вопрос
Здесь пока нет ни одного комментария
Ваш комментарий / отзыв
Если у вас есть вопрос напишите его мы постараемся ответить
* - Обязательное поле

Отзывы наших студентов Смотреть другие видеоотзывы наших студентов

play
YouTube video playerD3EYRnozxps
play
YouTube video playeranZ4q63C4v0
play
YouTube video player8sNebkElChw
play
YouTube video player8LKj9MBnV7c
Напишите нам, мы онлайн!
Наши Telegram каналы

Заказать звонок

Оставляя заявку, вы принимаете условия Политики конфиденциальности