Не подлежит сомнению, что Москва — исторический город, полный достопримечательных мест. Для осмотра всех нужны месяцы кропотливых прогулок и вдумчивых экскурсий. Однако мало кто знает, что среди подлинных перлов городской застройки, датированных лохматыми годами, скрываются несколько знаменитых новоделов. Постараемся рассказать вам о наиболее ярких и вопиющих случаях.

Триумфальная арка
Расположенная в середине Кутузовского Триумфальная арка служит своего рода визитной карточкой запада российской столицы. Исполненная величия, монументализма и красоты, она представляет самодостаточный ансамбль архитектуры.
Мало кто в курсе, что эта композиция не оригинальна; она была восстановлена в 1968 году, однако полностью воспроизводит сооружение, ранее находившееся в районе Тверской площади. Первоначально была выполнена из дерева в ознаменование возвращения русской армии из заграничного похода в Европу за бегущим Наполеоном. Спустя дюжину лет доски сгнили, и московский градоначальник принял решение о замене временной конструкции постоянной, из камня.
Проектировать поручили Осипу Бове, а на посылках у мэтра были Иван Виталли и Иван Тимофеев. Главной темой стала победа в войне 1812 года. Работы заняли 12 лет, после чего на этом месте она радовала глаз москвичей более ста лет – вплоть до реконструкции площади в 1930-х. Сооружение, пусть и было красивым, мешало транспортному движению, поэтому в 1938 было разобрано.
Первоначально его планировали установить на прежнее место, как только работы будут окончены, для чего объект тщательно измерили и запечатлели на фотоплёнке. Однако война внесла коррективы, и о возрождении арки позабыли до середины 1960-х. Чиновничество от архитектуры пришло к выводу, что на прежнем месте арка невозможна, и принято решение восстановить её на Кутузовском под руководством Владимира Либсона.
Открытие состоялось накануне 7 ноября 1968 года в присутствии первых лиц советского государства и московского горисполкома. По мнению специалистов, это редчайший случай, когда восстановленный памятник не хуже оригинального.
Храм-бассейн Москвы
ХСС относят к числу наиболее известных в стране. Поражает он прежде всего масштабами сооружения и богатейшим внутренним и наружным декором. Существованию этого циклопического храма мы обязаны мэру-кепке Юрию Лужкову – без его настойчивости оно никогда бы не было возведено вновь.
В советские времена на этом месте находился отличный бассейн «Москва», всепогодный и круглогодичный. Он был открыт в 1960, а до тех пор тут царила перманентная стройка – в этом месте собирались строить Дворец Советов, для чего в 1931 и снесли первоначальный храм. Но сначала никак не могли определиться с проектом, потом коррективы внесла война, когда помпезные сооружения стране оказались не по карману. А в итоге не нашли ничего лучшего, чем занять грандиозный котлован бассейном.
Первый храм был освящён в 1883, хотя стройка завершилась в 1860, плюс ещё 23 года ушли на оформление внутреннего убранства. Авторство принадлежит Константину Тону. Открытие новодела на месте древнего храма разделило столичных жителей на два лагеря: одни считают его достойным предшественника, другие полагают вставным зубом, не уместным в облике древнего города на семи холмах.
Несахарный Кремль
Измайловский кремль навевает мысли о средних веках российской столицы: тут изобилие дерева, башенок и ярких крыш, перекликающихся с шатровыми кровлями Покровского собора неподалёку от Кремля. Этакий русский пряничный крепостной городок – но не имеющий к истории ни малейшего отношения.
Как и храм Христа Спасителя, он был построен в девяностых-середине нулевых при солидном участии Лужкова. Раньше тут действительно была древняя усадьба – на другом берегу Серебряно-Виноградного пруда была старинная резиденция дома Романовых. Но сохранилось там мало что.
А тут был пустырь, когда во время подготовки к московской Олимпиаде рядом выросли монструозные корпуса АБВГД-ейки, гостиницы «Измайлово», началось освоение окрестностей. Прежде всего появился рынок, вскоре получивший имя вернисажа, следом выросли ремесленный центр и ярмарка, а в 1998 из всего этого пророс и Кремль.
Сейчас, помимо торговли антиквариатом и предметами старины, тут проводятся многочисленные выставки, представляющие русское ремесленное искусство. Десятки музеев, кафе и ресторанов открыты для иностранцев, жаждущих увидеть русскую самобытность во всей её красе.
Самозванная стена
В середине XVI века в центре русской столицы под руководством Петро Франческо Аннибали (в православии Петрока Малого Фрязина) была построена крепостная стена 2,5 километров длины. Время не пощадило это сооружение – единственный оставшийся оригинальный фрагмент стоит за «Метрополем», кусок фундамента недавно открыли на «Китай-Городе», можно осмотреть в подземном переходе. Остальные же, в том числе фрагмент вдоль Китай-Городского проезда – новодел, относящийся к шестидесятым годам прошлого столетия. Что интересно – последние части старой стены были снесены лишь 1951, за полтора десятилетия до реконструкции.
Начался снос во время строительного бума 1930-х, когда власти Москвы, грезящие формами конструктивизма, сочли стену помехой для организации городского движения. И первым делом снесли тот кусок, что находился на Театралке. Древний кирпич перемалывали в щебёнку, чтобы запустить на строительство первой очереди столичной подземки.
Гостиница «Москва»
Большая постройка у стен Кремля не связана с исторической застройкой от слова «совсем» — это поделка конца десятых годов. Прежде тут находилась другая одноимённая гостиница, одна из больших социалистических строек под руководством Алексея Щусева (проект разработали Освальд Стапран и Леонид Савельев). Существует городская легенда, что он коварно присвоил себе авторство внешнего фасада.
Строительство проводилось в несколько этапов с 1935 по 1976. Но в начале нулевых Юрий Михайлович с командой приняли решение снести гостиницу, хотя она не отработала заложенного инженерами срока. В 2004 всё было кончено, началась стройка нового здания, что заняло более десяти лет. Внешнее сходство, несмотря на множество условностей, сохраняется, но оригинальные интерьеры утрачены без следа.