Высшее образование — это не просто диплом, а путь, полный вызовов, особенно для женщин, которые учатся в онлайн-формате. Для многих студенток это не только лекции и зачеты, но и работа, карьера, а порой еще и семья. Совмещать все сразу — непростая задача — но, как показывает исследование, большинство справляется.
Учеба и работа: баланс, которого не существует
Когда речь заходит об онлайн-образовании, кажется, что все проще: можно слушать лекции в любое время, не тратить часы на дорогу, подстраивать учебу под график. В реальности же студентки, особенно те, кто совмещает учебу с работой, живут в режиме многозадачности. Они учат теорию дизайна между звонками клиентов, пишут курсовые по психологии в обеденный перерыв, а в перерывах между работой и учебой пытаются найти время на отдых (если такое вообще случается). 71% студенток онлайн-программ параллельно строят карьеру. Особенно это характерно для магистранток: 82% из них работают. Бакалаврам чуть сложнее — среди них совмещают учебу с работой 32%.
Но есть и хорошая новость: именно в онлайн-формате образование становится доступнее тем, у кого уже есть профессиональные амбиции. Не нужно выбирать между продвижением по карьерной лестнице и университетом — можно брать и то, и другое.
Кто эти девушки, которые учатся онлайн?
Средний возраст студенток бакалавриата — 20 лет. Многие из них не пошли в университет сразу после школы: кто-то взял паузу на год, кто-то — на несколько лет. Они поступают осознанно, зная, что именно им нужно, часто уже имея опыт работы или понимание своих интересов.
Большинство студенток бакалавриата выбирают дизайн и цифровые коммуникации, их работа чаще всего связана с творческими профессиями, сферой обслуживания, культурой. Многие из них начинают с позиций младших специалистов, совмещая учебу с первыми карьерными шагами.
В магистратуре ситуация другая: средний возраст студенток — 29 лет, а самой старшей в этом году исполнилось 55. Магистратура — это не просто продолжение образования, а осмысленный шаг: чаще всего туда идут те, кто уже работает в профессии, но хочет расти дальше. Однако есть и те, кто кардинально меняет свою сферу. Например, маркетологи становятся психологами, экономисты — дизайнерами: таких — 28%. Остальные 72% учатся по своему профилю (плюс-минус), чтобы стать экспертами и выйти на новый уровень.
Почему девушки выбирают онлайн-образование?
Онлайн-формат привлекает гибкостью: можно учиться из любой точки мира, совмещать учебу с работой и не зависеть от расписания. Для многих это единственный вариант получить высшее образование: они не могут позволить себе переехать в другой город, бросить работу или посвятить несколько лет только учебе.
Магистратура особенно востребована среди женщин, которые уже работают, но хотят двигаться дальше. Например, для психологов это возможность получить новые компетенции, для дизайнеров — освоить актуальные технологии.
Но гибкость — это еще и ответственность. Если в традиционном университете есть расписание, аудитории и преподаватели, которые контролируют процесс, то здесь все зависит от самой студентки: если не включишь лекцию, ее никто за тебя не посмотрит, если не сдашь задание в срок, никто не напомнит.
Трудности и преимущества: две стороны одной медали
Главный вызов для работающих студенток — это, конечно, нехватка времени. Если совмещать учебу и работу, всегда приходится чем-то жертвовать: сном, отдыхом, личной жизнью. Усталость накапливается, мотивация падает, но желание достичь цели обычно перевешивает.
С другой стороны, работающие студентки получают реальные навыки прямо в процессе обучения, сразу применяют знания на практике, видят связь между теорией и реальной жизнью, привыкают к самоорганизации, что делает их сильнее в профессиональном плане.
К тому же для многих женщин образование — это не просто учеба, а социальный лифт. Это шанс добиться большего, реализовать себя, стать независимой. Возможно, поэтому среди магистранток так много тех, кто уже имеет за плечами несколько лет работы: они знают, что вложенные усилия окупятся.
Что дальше?
Современные студентки ломают стереотипы: они не просто учатся — они управляют своим временем, строят карьеру, осваивают новые профессии. Онлайн-образование дает им возможность двигаться в своем темпе, но не упрощает путь. И если кто-то думает, что онлайн-формат — это про легкость, он глубоко ошибается: это про силу воли, самоорганизацию и способность совмещать сразу несколько ролей. Но те, кто справляется, выходят из этого марафона не просто с дипломом, а с опытом, который невозможно получить в классическом университете.
Высшее образование меняется, и женщины меняются вместе с ним. Они уже не выбирают между учебой и карьерой — они берут и то, и другое. И, кажется, делают это довольно успешно!