• Услуги
  • Информация
    • Акции
    • Новости
    • Блог
    • Эксперты
    • Отзывы клиентов
    • Вопросы / ответы
    • Руководство "Перед поездкой
    • Реклама
  • Вакансии
  • Сотрудничество
    • Учителям
    • Групповые поездки
    • Условия партнёрства (агентам)
    • Инструкции (агентам)
    • Вопросы и ответы (агентам)
    • Для учебных заведений
    • For international partners
    • Educational fairs
    • Реклама
  • Контакты
Страны, куда можно поехать на учебу за границу и визы.
Возможность оплаты учебы через нашу организацию. Подробнее.
2021-12-21 15:39:16

Когда есть смысл учиться в аспирантуре?

Когда есть смысл учиться в аспирантуре?

Учёба в аспирантуре – драйвер карьеры. Но, несмотря на популярность этого этапа, многие учащиеся не проходят отбора. Успешность обусловлена множеством факторов, и среди них не последнюю роль играют стартовые установки, возможность и способность совмещать, экономическое положение.

Неоднозначность

Среди отечественных аспирантов весьма большой отсев – лишь каждый шестой в силах окончить обучение. Но на фоне европейской и мировой науки это гуманные цифры: у испанцев по некоторым направлениям отсеивают 7 из 10, в США – половину, а у австралийцев – 30-40%. Чаще всего это обусловлено необходимостью совмещать учёбы и работу. В России на стипендию аспиранта жить нельзя, придётся работать, что порождает неизбежный конфликт между обучением и карьерой. С другой стороны, немногим везунчикам выбирать не приходится, у них получается совмещать.

Вообще взаимосвязь между обучением и карьерой зачастую неоднозначна. Те, кто не доучился, считают труд во время учёбы проблемой, а успешные выпускники, напротив, считают, что это чертовски полезно.

Расклад занятости

По данным социологических исследований, рабочее место есть у 9 из 10 аспирантов, причём оно многое говорит о том, насколько человек заинтересован в научной карьере: если трудишься в стенах вуза, то наверняка собираешься делать это и впредь. Но куда чаще речь идёт о трудовой повинности за пределами универа на фулл-тайм – так работают 35% опрошенных. Чаще всего вне пределов университета аспиранты работают в коммерции и исследованиями не занимаются (40%). А вот среди вузовских сотрудников, наоборот, 2/3 занимаются научной работой либо преподаванием и администрированием.

Такая своеобразная занятость вызывает вопрос о качестве совмещения, а также конфликте интересов. Хотя в целом всё выглядит закономерным. Молодёжь оценивает потенциал карьеры с поправкой на аспирантуру как высокий. У большого числа людей они связаны именно с обучением там. 70% вузовских работников и 50% работающих в других местах считают, что это поспособствует их успеху в качестве исследователя. О значимости подготовки для работы преподавателем говорит 50% учащихся-«академиков» и 40% остальных.

Даже занятые в других отраслях экономики убеждены, что аспирантам открыты все двери, что учёба поможет в общественной, трудовой и социальной жизни, даже в коммерции – так считает треть опрошенных.

Отбор в академию

8 из 10 выпускников идут на следующую ступеньку в том же заведении, где учились. В отечественных вузах такой способ рекрутинга весьма распространён, как и в некоторых североамериканских.

Трудоустроенные в альма матер питомцы аспирантуры чаще всего с самого начала продолжают учёбу ради карьеры в академической сфере. А вот для внешних это не более чем катализатор карьеры в реальной экономике.

Следует отметить, что среда университетов в нашей стране всё ещё достаточно закрыта, и учебные заведения при прочих равных нанимают своих собственных выпустившихся студентов – это дополнительный фактор конкуренции.

Трудности совмещения

Хотя на пороге перемены: наставнические модели сменяются самостоятельными исследованиями при номинальном патронате научрука. Отмечается рост нагрузки при сохранении всех привычных вещей типа написания диссертации и тематических статей, что сказывается на восприятии аспирантуры – в особенности у тех, кто параллельно работает.

3 студентам из 4 тяжело сочетать учебные занятия и труд, в особенности это актуально для тех, кто занят на полный день вне академической среды. Свыше 50% сетуют, что работа не позволяет им полноценно учиться.

Параллельные миры

Не остаётся в башне из слоновой кости и диссертация. Если работа никак не связана с её темой, ситуация становится ещё сложнее. А в университетах сложности с нехваткой временных ресурсов для осуществления работы над исследованием очень актуальна для тех, кто занят на преподавательской или административной работе. У них высок процент тех, чьи работа и диссер никак не связаны – 35% и 59% соответственно. Исследователям везёт больше: львиная их доля заняты по специальности, да и процесс даётся легче – только треть утверждают, что им тяжело компоновать учёбу и работу.

Если ты работаешь в другом учреждении, лёгких путей также ждать не приходится. Труд и подготовка диссертационного исследования никак не пересекаются у 45% респондентов.

Все жалуются на нехватку денег, но парадоксальным образом занятые в академической среде делают это реже, чем те, что в бизнесе. Очевидно, это связано с иными механизмами целеполагания.

Контакты и ограничения

Несмотря на то, что наставническая модель устарела, научрук по-прежнему важнейший персонаж в жизни аспиранта. Он оказывает содействие в подготовке исследования, служит ключиком к учёному сообществу. 92% аспирантов проводят консультации с руководителями не реже раза в месяц, а те, кто работают в одном и том же месте, делают это значительно чаще (что сказывается на сроках защиты).

4/5 участников исследования убеждены, что смогут пройти защиту вовремя либо не позднее 12 месяцев после завершения учёбы. Занятые при университете не спешат и предпочитают сделать тайм-аут – или трезво оценивают свои силы.

Найти и потерять

Куда идут учиться после выпуска – вопрос интересный, своего рода замковый камень образовательного проекта. С точки зрения академической системы и властей академическая карьера – это свидетельство эффективности подготовки аспирантов. С обратной стороны, учёба – не только подготовка, но и этап самоопределения молодого специалиста, поэтому в том, что люди идут учиться в разные места, проблем уж точно нет.

Очевидна разница в подходах к трудовой деятельности и перспективах карьеры между разными категориями. Тех, кто хотел бы остаться в материнском вузе после его окончания, среди исследователей на 10% меньше, чем среди преподавательского и административного состава.

Практикующие исследователи хотели бы продолжать трудиться в избранном направлении, но одним учебным заведением себя не сковывают; они в равной мере готовы податься в науку или бизнес. Зато преподаватели собираются и дальше работать по специальности. Обитатели деканатов хотели бы остаться в универе, но перебраться на ставку преподавателя или в научную лабораторию.

Отработка сценариев

Подводя итог, мы можем сказать, что избравшие карьеру учёного считают, что аспирантура принесла им пользу, но таких аспирантов не очень много – 15-17%. Другим важным симптомом системных противоречий следует считать различные предпочтения в вопросе поступления и поиска работы.

В мире ситуация схожа: у англичан, что обзавелись степенью в сфере точных наук, инженерии и математики, работа в академсреде не в приоритете. С другой стороны, возможно, причина кроется в том, что у нас слишком много учёных со степенью и экономика оказывается неспособной переварить такое их число.

Поделиться
Оставить отзыв
Все статьи
Ваш комментарий/отзыв/вопрос
Здесь пока нет ни одного комментария
Ваш комментарий / отзыв
Если у вас есть вопрос напишите его мы постараемся ответить
* - Обязательное поле
Егор Еремеев
Материал подготовлен совместно с Егором Еремеевым
Директор по развитию SMAPSE
Еремеев Егор 8 лет обучался и жил за границей, закончил университет Westminster в Лондоне. Сейчас является директором по развитию Smapse Education, путешествует за рубеж и лично инспектирует и снимает партнерские учебные заведения, школы и университеты, общается и берет интервью у студентов, учащихся за границей.
Обратный звонок Online консультант
Напишите нам, мы онлайн!