Некогда боливийские города были сказочными местами, где роскошь и красота соперничали с европейскими столицами, а в горах неподалёку добывали серебро. В один прекрасный момент копи иссякли, и время тут остановилось.
У гостей, что добрались из Бразилии в Боливию (это самый распространённый маршрут) первым городом на пути будет Корумба. Это обычный латиноамериканский городок, с той лишь разницей, что он расположен прямо на границе. Днём пограничники дежурят, но к вечеру рассасываются: предполагается, что путешественник заглянет потом сам – в рабочее время. Так что есть превосходная возможность остаться нелегалом на всё время поездки – что, однако же, не рекомендуется. Правда, в гостинице вас заселят и без заветного штампа в паспорте, ведь вы принесёте деньги — а какая разница, откуда деньги, если они есть?

Местные дороги лишены твёрдого покрытия, а потому города Боливии очень пыльные: ею покрыто всё, от домов и листьев деревьев до человеческих физиономий. Вокруг любой мало-мальски значимой улицы раскидывается стихийный рынок, где торгуют дарами местной и европейской цивилизации вперемешку.
А ещё республика славится кокой, которую столетиями растят высоко в горах без каких-либо санкций со стороны правительства (нередко это связано с забастовками наркополицейских или погранцов): оно и понятно, страна бедна.
В любом местном городе есть центральная улица с баром и гостиницей, а также местная «пласа» — место, где разместился фастфуд. Но не стоит ждать тут Friday`s или «Макдональдса» с кондиционером: в стране нет европейских сетевых заведений быстрого питания. Ищите ржавый мангал, где жарят курочку.
Неподалёку установлены протяжённые дощатые столы, окружённые индейцами (их тут более ¾ от общего числа населения, хотя на доминирующее большинство они своим видом ну никак не тянут). Последние живут ещё беднее латиносов, почти не знают медицины и стоматологических услуг и выглядят словно сонные мухи в сиропе. Но идеально воспитанные мухи – тут не принято есть руками.
К слову – почти вся продовольственная продукция в Боливии импортируется, это обусловлено исторически. Когда этими землями правили испанцы, они запрещали производить в Новом Свете (за исключением Мексики) продовольственные товары. Тут вообще ничего нельзя было производить – лишь добывать из земли или собирать готовенькое с деревьев. Всё остальное полагалось закупать в «продвинутой» Новой Испании или ввозить из метрополии или с Филиппин.
Санта-Крус
Чертовски яркий и красивый город под турмалиново-красными крышами. Узкие тротуары закрыты завесами от солнца или дождя. Город изобилует храмами и вообще довольно тесный – это классический образец испанской архитектуры XV-XVI столетия, но если в Европе и других бывших колониях прогресс шагнул далеко вперёд, тут время остановилось. Единственное, что поменялось за сотню лет – на стенах появились граффити.
Санта-Крус пользуется славой третьей столицы после официального Сукре и Ла-Паса, где располагаются дипломатические представительства. А тут промышленный центр, привлекающий обитателей других регионов.
За вычетом исторического центра, напоминает любой другой экономический и деловой центр, отличающийся лишь наличием исторического кладбища (самого большого и красивого в этой части света, если не на Земле в целом), а также изобилием памятников.
Сукре
В Сукре придётся добираться через высокогорную Кочабамбу по серпантину за сумму, эквивалентную 4$. Время в пути – 10 часов. Воздух в горах разряжён, холоден, сух и вообще жить тут неприятно. Но у местных выбора нет.
Дороги узкие, и если встретились два автомобиля, приходится разъезжаться, стоя на самом крае обрыва и зависая над бездной.
До прихода европейцев Сукре носил имя Чаркас — в честь племени-основателя. В 1538 году сюда пришла испанская военная экспедиция, и место переименовали в Ла-Плату, затем – в Чусикаку, и лишь в сороковых годах XIX века появилось имя Сукре – в честь первого боливийского президента, одержавшего окончательную победу над испанскими захватчиками. Свидетелями той эпохи – живыми, но безмолвными – остаются колониальные постройки, ладони широких площадей и огромные католические храмы.
Потоси
Однако самый важный боливийский город – Потоси. Тут проистекала вся история страны, сюда приезжали европейцы, а аборигены добавляли к их рвению и жизненной силе свои опыт и мудрость. Ещё бы – серебро тут можно было найти под ногами! Одна из легенд гласит, что конкистадоры обнаружили драгоценный металл случайно: развели костёр, а к утру земля просела, потому что под очагом был выход на землю драгоценной породы.
В 1625 году Потоси, где было столько серебра, что, казалось, хватало на всех. Он был вторым европейским городом в мире после Неаполя (крупнее были лишь восточные Пекин, Киото, Осака или Бухара с Мервом, а также русский Новгород), буквально был центром мира. Огромные здания, церкви и богато изукрашенные серебром и золотом алтари храмов, соперничающие с русскими и византийскими… Львиная доля добытых тут металлов, впрочем, отправилась морем в Европу, а заметная часть также осела в руках голландских, английских и французских пиратов и каперов.
В середине XIX столетия серебряная гора иссякла, вместо двух тысяч рудников остались максимум 30. Блеск этого места померк, но незадолго до Второй мировой воссиял снова: в горах нашли олово, которое было необходимо для развития военной индустрии. Но второй рассвет был недолгим, и теперь это место вновь погрузилось во тьму, несмотря на 33 великолепных храма и бывший монетный двор Каса де ла Монеда, в котором сейчас расположена экспозиция испанской и местной живописи.
Лас-Пас
Этот городок холоден и мглист, расположен высоко в горах и чертовски красив, хотя дышать тут с непривычки трудно. Предмет особой гордости местных – многочисленные «высотные» рекорды: тут находятся самые высокие в мире ипподромы, банки, кинотеатры и даже цирк. Удивительно, но высокогорные общественные туалеты удостаиваются таких же почестей.
К сожалению, бесчисленное множество рекордов не отразилось на застройке городка. Это обычный латиноамериканский и не очень плотно заселённый пункт с небольшими вкраплениями исторических кварталов, в остальном же – вполне современный, где плотно размещённые многоэтажные дома перемежатся закопчёнными церквями и циклопическими рекламными щитами на различную тематику. Как и в России 90-х, основу городского общественного транспорта составляют маршрутные такси — их тут называют «микрос»: и внешняя, и внутренняя их составляющая схожи до степени смешения.