2025-07-15 16:01:40

Зачем школы Гамбурга в ХХ веке дали своим ученикам полную свободу — и чем это обернулось

Зачем школы Гамбурга в ХХ веке дали своим ученикам полную свободу — и чем это обернулось

В прошлом веке на территории Гамбурга работали уникальные школы: в этих учебных заведениях у учеников и учителей была полная свобода действий — руководство не запрещало ничего. В чем был смысл затеи?

Революция в образовании

Переход из XIX века в XX вошел в историю педагогики как эра инноваций и реформ, тогда появилось множество концепций, которые ставили в центр уважение к индивидуальности и самобытности учащегося. Такие методики были направлены на развитие у детей способности к самостоятельному мышлению и действию. Эти методы начали активно внедрять в образовательную систему разных стран в качестве альтернативы устаревшим моделям, где от учеников требовалось только заучивание материала.

Гамбург стал одним из центров инновационного образования в Европе, здесь ещё в конце XIX века стали появляться коллективы, состоящие из прогрессивных педагогов, которые печатали свои учебники и обращались к правительствам с просьбами о разрешении открыть экспериментальные школы.

Модернизация немецкой системы образования того времени была необходима: причиной служили быстрое промышленное развитие, появление движений за права человека и слишком прагматичный подход к обучению в местных школах.

Период работы экспериментальных школ в Германии начался после того, как закончилась Первая Мировая война и Ноябрьская революция. В образовании произошли радикальные изменения: социальную дискриминацию устранили, общее образование стало бесплатным для всех. «Изюминка» таких школ заключалась в предоставлении ученикам полной свободы — концепция выглядит смело даже в 2024 году!

Принцип работы

Директора гамбургских школ сознательно отказались от устаревших школьных методов. Их целью было создание обновленного общества, где главенствует совместная деятельность и самореализация каждого человека. Новаторы мечтали создать идеальную школу, основанную на принципах свободы и общности, и довели концепцию до крайности, придерживаясь лозунга «Начни с ребенка». В школах не было четких правил, образовательных программ и конкретных целей, дети имели право действовать по своему усмотрению, но должны были научиться ответственности и самодисциплине на уроках. Учителя тоже пользовались полной свободой в методах преподавания.

Школы Гамбурга в ХХ веке преобразились в тесно связанные сообщества, где учащиеся, педагоги и родители объединялись на принципах взаимопонимания и доверия. Педагоги в этих заведениях становились учителями, наставниками и друзьями, создавая атмосферу братского единства. Несмотря на то, что каждая из таких прогрессивных школ обладала своими уникальными характеристиками, они все разделяли несколько принципов:

  • Автономность в управлении,
  • Независимость от стандартных учебных программ, придуманных государством,
  • Свобода в подборе преподавательского состава,
  • Обучение в смешанных классах для мальчиков и девочек.

С самого начала ученикам детально объясняли философию школы: они сами определяли правила, общались с учителями на «ты» и выбирали, чему и когда учиться.

В рамках предметного обучения детям предлагали широкий спектр курсов: от экономики и географии до истории, математики, химии, английского языка и прочего. Формат занятий определяли сами учителя, начиная от бесед и игр до экспериментов, дискуссий. Основную часть материала дети изучали самостоятельно, помогая друг другу, на уроках активно обсуждались актуальные темы, демонстрировались научные и литературные работы, проводилась коллективная оценка творческих заданий.

Гамбургские заведения отличались от других экспериментальных школ того времени: все они находились внутри города, ориентировались на детей рабочего класса и давали образование бесплатно. Экспериментальные методики применялись для детей в возрасте до 14 лет.

Эффект такого образования

Новость о необычных школах Гамбурга быстро облетела мир, привлекая широкое внимание в разных странах. Удивительным было то, что в условиях полной свободы эти школы не скатились в хаос, а ученики эффективно поддерживали порядок и дисциплину! Посещаемость занятий оставалась на высоком уровне, качество выполнения заданий учениками превышало показатели традиционных школ. Для детей, переживших последствия войны и психологическую травму, такие результаты были весьма сродни подвигу. Гамбургские педагоги активно вовлекали родителей в жизнь школ, организовывая различные мероприятия с участием всех членов семей учеников.

Недостатки системы полной свободы

Вместе с тем экспериментальные школы Гамбурга столкнулись с рядом серьезных проблем. Консервативно настроенные педагоги и некоторые родители критиковали принятый подход к образованию, недовольные часто жаловались на недостаточный объем обучения и преобладание гуманитарных дисциплин, что не соответствовало их ожиданиям.

 

К тому же школы столкнулись с последствиями экономического кризиса в Германии после войны. Нехватка учебных материалов и переполненные классы, в которых учились бедные и иногда голодающие дети, стали серьезной проблемой. В итоге экспериментальные школы все же не смогли радикально изменить традиционную систему образования.

Завершение эпохи

К 1933 году, с приходом НСДАП к власти в Германии, эксперименты в школах прекратились: нацистский режим не допускал свободы для учителей и учеников, а смешанное образование отменил законодательно. Многие из учителей и выпускников этих учебных заведений активно участвовали в движении сопротивления нацизму: только благодаря этим людям идея свободного образования продолжала жить.

В эпоху Гамбургских школ многие из их подходов нашли применение и вне Германии. Например, в РСФСР после Октябрьской Революции попытка введения самоуправления в школах привела к временному беспорядку, но со временем появилась более структурированная система детского самоуправления, сочетающаяся с трудовым воспитанием, которая характеризовалась большей строгостью, чем в Гамбурге

Интерес к гамбургскому эксперименту возобновился в конце 60-х и начале 70-х годов XX века, и в начале XXI века начался новый этап открытия школ, работающих по схожим принципам.

Поделиться
Оставить отзыв
Все статьи
Ваш комментарий/отзыв/вопрос
Здесь пока нет ни одного комментария
Ваш комментарий / отзыв
Если у вас есть вопрос напишите его мы постараемся ответить
* - Обязательное поле

Отзывы наших студентов Смотреть другие видеоотзывы наших студентов

play
YouTube video playerD3EYRnozxps
play
YouTube video playeranZ4q63C4v0
play
YouTube video player8sNebkElChw
play
YouTube video player8LKj9MBnV7c
Напишите нам, мы онлайн!
Наши Telegram каналы

Заказать звонок

Оставляя заявку, вы принимаете условия Политики конфиденциальности