Во время путешествий нас окружают правила: от банальных и логически закономерных, вроде запрета на самовольное пересечение границы в первом попавшемся месте до просьбы не курить в аэропорту или не ввозить/не вывозить из страны всякие там редкие ракушки, необычные продукты и прочие диковины.
Хорошо, а что на счёт другого запрета: почему мне нельзя говорить на борту самолета по сотовому телефону? Зачем его включать и почему я должен идти на поводу у авиакомпаний?
Давайте разбираться, друзья. Начнём с самого простого — а что же, собственно, такое, этот ваш авиарежим?
Что такое режим полета и как его активировать?
Режим полета — это такая кнопка, при нажатии на которую вы выключаете установленные в вашем мобильном устройстве антенны как минимум двух стандартов — WiFi и Bluetooth (а очень часто ещё и сотового сигнала). Таким образом, авиарежим позволяет выключить всякие сети нажатием единственной кнопки, не погружаясь в многочисленные настройки и не выключая аппарат полностью на время полёта. Изначально эту фичу делали для тех, кто часто летает на самолете, но со временем она перекочевала «на землю» и теперь ей активно пользуются, когда не хотят, чтобы их доставали звонками и уведомлениями.
Ну или чтобы сэкономить батарейку для чего-то более важного, чем спам, соцсети и болтовня по телефону.
Зачем включать режим полета? Официальная трактовка
А зачем вообще нужно выключать устройства сотовой связи, когда находишься в самолете?
Впервые подобное правило было введено в 1991 году по инициативе Ведомства гражданского авиасоощения Соединенного Королевства. Чиновники от пассажирской авиации сообщили, что сотовый телефон в работе генерирует помехи, которые препятствуют корректной работе бортовых инженерно-технических систем, а также «глушат» связь с землей. Пилоты должны были быть уверены в том, что связь с авиадиспетчером не прервётся в самый ответственный момент из-за того, что тетя Роза решила спросить у вас рецепт своего любимого тыквенного пирога.
Кроме того, есть неочевидный момент, который также связан с безопасностью. Если вы когда-нибудь летали на самолете, то наверняка неоднократно слушали предполетный и предпосадочный инструктаж о поведении в разных ситуациях (сюда же — напоминание о необходимости пристегнуться). За болтовней и в спешке немудрено что-то забыть в кармане на спинке кресла или в отсеке для ручной клади. Наконец, постоянными разговорами вы будете мешать другим пассажирам отдыхать во время продолжительных перелетов.
А зачем на самом деле выключать сотовые и планшеты?
На самом деле, пугалка про то, что мобильник может помешать работе пилота, не так уж далека от истины. Но дело, конечно, не в коротковолновой радиосвязи и коммуникациях с диспетчером на земле — уж в этом сигнал сотового ничем помешать не может! Речь о помехах иного рода. Дело в том, что пилоты во время всего полета сидят за своими рабочими местами в наушниках, и сигнал включенного сотового телефона может нарушить работу динамика и микрофона — он будет «фонить», и пилот может не услышать что-то важное либо будет понят неправильно.
С другой стороны, прогресс не стоит на месте, и влияние телефонного сигнала GSM-диапазона на обычные наушники сейчас практически не заметно.
Ну хорошо, а телефоном-то можно пользоваться?
В общем и целом, пользоваться на борту самолета телефоном можно. Звонить, правда, нельзя, но вы можете подключиться к развернутой на борту сети WLAN — её мощности как раз хватит, чтобы обеспечить пассажирам возможность получать и отправлять текстовые сообщения, e-mail или подключаться к Интернету. В одних случаях сервис доступен бесплатно, в других придётся доплатить — но об условиях предоставления услуги лучше справляться на земле.
Можно сказать, что полетный режим — это традиция, призванная обеспечить пассажирам и экипажу должный уровень комфорта, но слухи об опасности сотового сигнала на борту сильно преувеличены.