Традиционные форматы обучения постепенно уходят в прошлое, уступая дорогу дистанционным и цифровым инструментам там, где это только возможно. Например, студенты факультетов экономики, бизнеса и предпринимательства некоторых североамериканских университетов выходят в виртуальность для постижения тонкостей своего ремесла. VR-очки и мощный компьютер позволяют не только поиграться в экономический симулятор, но и прожить день специалиста по логистике, HR-агента, директора крупной транспортной компании или реального производства с тысячами сотрудников.

Первый такой проект запустили в университете штата Айовы. В виртуальности студент всего за несколько часов сможет основать свое дело, попробовать сотни, а то и тысячи вариантов управленческих решений, заработать миллионы долларов или пустить свой капитал по ветру. Главное, что при этом операция будет с нулевым риском — никаких потерь, никаких расходов!
В эксперименте приняли участие полторы сотни студентов; им было предложено управлять виртуальной кофейней, экспериментируя с выбором поставщиков и различных ингредиентов, а затем, анализируя степень воздействия тех или иных решений на выручку, определять количество клиентов и издержки. Со временем функционал программы планируют расширить; первыми на очереди стоят завод и городская клиника на полторы сотни мест.
Эксперимент продолжается, но главное он уже доказал: учиться в дополненной реальности куда рациональнее и интереснее, а главное — эффективнее, чем любые разборы чужих кейсов и визиты на производство. Более того — такой метод объединяет сильные стороны симуляций и кейс-подхода.
Аризонский университет был не первым, где ввели VR-обучение. Уже несколько лет аналогичные способы применяются при обучении медиков (например, онлайн-тренажеры позволяют отрабатывать хирургические навыки без риска для пациентов и необходимости в куклах). Также дополненную реальность применяли в психологии, но что касается MBA и экономики, то тут аризонцы выступили одними из первых.
Впрочем, было бы справедливым отметить, что у этой технологии, вернее — у её использования в образовании есть не только преимущества, но и недостатки.
- Во-первых, очки дополненной реальности — довольно дорогая игрушка, она по карману далеко не всем.
- Во-вторых, некоторым студентам такой способ может быть противопоказан по медицинским показателям.
- В-третьих — и это немаловажный фактор — виртуальное пространство многими воспринимается скорее в качестве поля для компьютерной игры, а не как академический полигон; студенты склонны гораздо менее серьезно относиться к подобным отыгрышам.
Однако кажется вполне очевидным, что за виртуальной реальностью — будущее образования, и по мере того, как эта технология будет становиться более дешевой, доступной и совершенной, недостатки сойдут на нет, в то время как эффективность обучения с полным погружением будет только расти. А главное, студенты получат возможность применить полученные знания на практике и столкнуться с вероятными последствиями без риска значительных финансовых потерь, а значит — без лишних стрессов и волнений.
Мы видим в такого рода геймификации лишь один недостаток. Вернее — возможность; она заключается в том, что некоторые будущие бизнесмены или менеджеры будут и в реальности вести дела так, будто у них в запасе есть как минимум одна запасная «сохраненка» — достаточно лишь перезагрузить игру и у вас будет возможность исправить допущенные ошибки. Жизнь такой возможности не даёт, увы.