Молодое поколение школьников и студентов становится всё сложнее усадить за парты для классического формата обучения, их склонность к клиповому мышлению требует модернизации образовательных форматов и поиска новых решений. Например, некоторые педагоги и организаторы курсов внедряют на своих уроках игровые механики — геймификацию, а для усиления мотивации учеников даже используют виртуальную валюту. И обучают с помощью таких инструментов не только молодёжь и детей, но и взрослых!
В чём преимущества геймификации для учеников?
Игровая форма образовательного курса помогает учащимся максимально наглядно видеть уровень прогресса и отслеживать его скорость и качество, усиливает мотивацию и интерес к учёбе через мгновенные «награды», полноценно погружает в материал. Геймификация решает и проблему ограниченности ресурсов — например, когда ученики не могут поехать на экскурсию в реальном мире, зато могут посетить её виртуально и получить необходимую информацию по теме занятия.
В чём польза виртуальной валюты и как она используется
Сегодня этот игровой инструмент ещё мало распространён, но уже вызывает интерес и споры. Реализовать механику для использования виртуальной валюты непросто, зато результат получается приятным для ученика: он может зарабатывать, например, коины или токены, а затем тратить их на продукцию образовательной организации. Так создатели курсов продают студентам мерч или другие курсы, интенсивы и мастер-классы, экскурсии.
Платформа ВК, например, запустила в рамках своего образовательного проекта возможность менять школьные оценки на умникоины. Позже их можно тратить на маркетплейсе от ВК или на подарки от компаний-партнёров соцсети.
Кстати, сегодня такой игровой инструмент чаще используют крупные компании для своих сотрудников. Примером могут служить Т-Банк и Красцветмет: их сотрудники копят виртуальную валюту и затем обменивают её на мерч или ювелирные изделия соответственно.
Насколько эффективна виртуальная валюта в образовании: исследовательский пример
Сотрудники НИУ ВШЭ в 2020 году провели исследование на эту тему на примере учеников из виртуальных школ. Они выдвинули гипотезу о том, что виртуальные деньги улучшают такие учебные параметры, как:
- количество выполненных домашних уроков,
- повышение качества выполнения домашних заданий и получение более высоких оценок за них.
А ещё авторы исследования предположили, что конкретный стимул — приз за виртуальные деньги — тоже влияет на уровень мотивации и вовлечённости учеников.
Исследователи проводили эксперимент с апреля по декабрь, собрав для выборки почти 12 тысяч учеников, которые посещали онлайн-курсы английского языка от Skyeng. Часть студентов училась в классическом формате, а другая — с виртуальным вознаграждением за домашние задания. Тратить онлайн-валюту можно было на оплату других курсов на платформе, покупки методических материалов, подписки на сайте партнёра и продвижение в соцсетях. Итоги девятимесячного эксперимента оказались такими:
- мотивация через виртуальные деньги повысила количество выполненных домашних уроков,
- аналогичным образом повлияла на средний оценочный балл за эти работы, но не у всех учеников,
- мотивация и её уровень зависели от итоговых призов,
- те, кто зарабатывал онлайн-деньги, но не тратил их на подарки, обычно показывали учебные результаты на уровне с группой без бонусного вознаграждения или ниже.
Ещё несколько исследовательских рассуждений
Подобные эксперименты и измерения проводились в ряде стран, после чего исследователи сделали такие выводы:
- Важно не просто ввести игровую механику в обучение, но и учесть индивидуальную мотивацию каждого ученика.
- Геймификация — это не единственный и не первостепенный источник мотивации, а лишь вспомогательный.
- Онлайн-вознаграждение улучшает средний балл ученика, но не всегда качественно повышает его мотивацию на продуктивное обучение.
Минусы механики
Без нюансов, конечно, не обошлось. Пока инструмент относительно новый для образовательного сектора, педагогам, использующим механику, следует учитывать некоторые риски:
- читерство самих учеников,
- кража аккаунтов посторонними,
- появление зависимости от бонусной валюты,
- снижение интереса к образованию как таковому.
Так что нельзя сказать наверняка, насколько геймификация результативна. Каждый ученик и образовательная программа требуют индивидуального подхода, поэтому любые инструменты и механики нужно использовать грамотно и в меру.