2025-07-15 13:01:34

В какие школы русские не хотят отдавать детей

В какие школы русские не хотят отдавать детей

В больших населённых пунктах всегда есть учебные заведения с большим количеством неблагополучных детей: у одних проблемы с дисциплиной, у вторых попивают дома, третьих поколачивают, а у четвёртых не всё в порядке со здоровьем.

Стоит ли удивляться, что местные не горят желанием усоседить своих отпрысков с этими светочами разума, дисциплины и когнитивных навыков, предпочитая отправлять чадо за тридевять земель.

С другой стороны, для мигрантов, перебравшихся в Россию из стран СНГ, такие школы являются последней надеждой и единственной соломинкой. Их детям там рады хотя бы потому, что подушевой принцип финансирования никто не отменял. С ними учатся работать, помогают адаптироваться и стараются выстроить модель, которая была бы одинаково приемлема для всех.

Фактор страха

Однако далеко не всё так уж радужно. В некоторые школы именно из-за большого количества мигрантских детишек и не хотят идти. Контингент-то ведь специфический: помимо приезжих, нередко не в ладах с русским языком, тут же обучаются дети из семей, где родители пьют или сидят в тюрьме (либо коротают время между отсидками).

Под школой для мигрантов чаще всего понимают учебные заведения, где представители этносов с определённой внешностью, обусловленной происхождением из стран Средней Азии и Закавказья, доминируют или представляют критическое большинство. Чаще всего подобные учебные заведения расположены в районах, где прежде коптили воздух огромные заводы, дававшие стране металл – или не металл.

Имидж, да и характерные черты подобных школ не с потолка берутся. Раньше это были шэдэ, а теперь – мигрантские. Их зовут так оттого, что в ней слишком много (по мнению жителей соседних домов) людей с другой внешностью.

Впрочем, они редко становятся в школе большинством. Причём с каждым годом их всё меньше. Если в начальной школе таких детишек до половины класса, в средней школе доля снижается до 10-15%, а к выпуску вообще остаётся один, максимум – три человека. Однако сам факт наличия иных в детском коллективе формирует школе имидж заведения для мигрантов. Это определяет набор фобий, в частности – о том, что дети иностранцев негативно влияют на одноклассников.

Это иногда и в самом деле так. Инклюзия — палка о двух концах, а при неправильном обращении – оружие, которое всё чаще обращается против своего владельца. Стремясь социализировать всех, школа, вернее – бюрократы от министерства образования, добиваются прямо обратных результатов.

Люди это понимают и относятся с недоверием к инициативе. А тут ещё перед глазами маячит сплочённая группа, говорящая на незнакомом языке и стоящая друг за дружку. Выглядит дискомфортно, а когда кучкуются у подъезда – ещё и опасно.

В другие школы таких детей не берут и все понимают, что где-то им учиться нужно, но хотели бы, чтобы это «где-то» было в другом месте.

Видимые и невидимые

По сведениям государственной статистики, в год в страну въезжает 50-60 тысяч детей до 15 лет. Львиная доля находится в столице, но при этом полностью этнических школ с одним доминирующим компонентом тут нет.

При этом часть иностранцев на самом деле – внутренние «уроженцы» из Дагестана, Чечни, других северокавказских республик, а то и приезжие из Поволжья и других национальных регионов. Но их не большинство: речь о второй по численности группе, а к первой принадлежат дети, приехавшие с семьёй из Закавказья.

Среднеазиаты – на третьей строчке, причём казахов почти нет, а из оставшихся 60% приходится на таджиков. Остальных примерно поровну.

Школьная сегрегация

В Российской Федерации, в отличие от англо-саксонской системы, а также Франции и Германии, нет традиции создания моноэтнических гетто. Живут смешанно: в одной квартире – такие, в другой – совсем другие. И в столице, и в других городах мигранты могут жить в центре или спальниках – нет никакой разницы.

Разделение идёт не по этническому, а по социальному признаку. Одни районы – индустриальные: тут стояли фабрики и заводские корпуса, и принадлежащие им домостроительные комбинаты возводили дома для своих рабочих. Точно также для своих сотрудников строили дома академические институты, пожарные, полиция. Вот и появлялись сугубо ведомственные и монолитные в социальном плане дома, улицы, микрорайоны, между которыми уже шла вражда не на жизнь, а на смерть.

«Устойчиво неуспешные» школы

В сегодняшние нормативы школы, которые работают с разнообразными непростыми детьми, не укладываются. Результаты тут паршивые, и никаких шансов на изменение положения нет. Они физически и морально устарели, появившись на стыке 60-80-х, живут старым наработанным материалом, по инерции. Тут старые педагоги, а молодые кадры немногочисленны и пришли из местной среды: ходили в эту же школу и в неё же вернулись, потому что больше идти некуда.

У тех, кто перебрался в Москву и пошёл работать на завод, не было высоких запросов к качеству школьного обучения: лишь бы было, лишь бы уцепиться в столице. Их дети, представленные сами себе, шли затем в ПТУ и техникумы, во времена перестройки гордо названные колледжами.

Размытая идентичность

Но лицо района, да и в целом города, изменилось. Некогда имевшие градообразующую функцию предприятия позакрывали, и люди стали разъезжаться. На их место пришли другие, появилось социальное расслоение, расовое, религиозное.

Стоит тут появиться рынку – и количество семей из ближнего зарубежья начинает расти по экспоненте. Кто-то торгует, другие охраняют или возят, все осваивают окрестности.

И хотя у бывших заводских школ, ныне имеющих репутацию эмигрантских, непростая судьба и плохая репутация, у них есть будущее в силу особенностей, не свойственных другим учебным заведениям. Они несут в себе демократизм, не отказывая в зачислении никому и давая возможность встроиться в общество детям с проблемами в жизни, интеллектуальном и социальном развитии, а также представителям других этнических групп.

Но дело тут не в альтруистическом начале директора и педагогов, несущих свет во тьму и прочие социальные конструкты. Они вынуждены так работать, что обусловлено подушевым финансированием. И мигранты тут – решение проблемы недобора.

Делается это не от хорошей жизни, ведь контингент непрост: почти никто не говорит на русском языке, а большинство не умеет писать и в глаза не видели алфавита, да и учебников нормальных тоже. У 30% за спиной не было учебных заведений, только беспросветная тьма мира, где формально всё пошло от общего советского корня, а на деле превратилось в что-то совсем невразумительное. При этом в школах нет адаптационных программ, обучения русскому как иностранному, и все тяготы этого процесса ложатся на плечи педагогов и администрации.

Поделиться
Оставить отзыв
Все статьи
Ваш комментарий/отзыв/вопрос
Здесь пока нет ни одного комментария
Ваш комментарий / отзыв
Если у вас есть вопрос напишите его мы постараемся ответить
* - Обязательное поле

Отзывы наших студентов Смотреть другие видеоотзывы наших студентов

play
YouTube video playerD3EYRnozxps
play
YouTube video playeranZ4q63C4v0
play
YouTube video player8sNebkElChw
play
YouTube video player8LKj9MBnV7c
Напишите нам, мы онлайн!
Наши Telegram каналы

Заказать звонок

Оставляя заявку, вы принимаете условия Политики конфиденциальности