Реформы системы образования иногда приобретают достаточно причудливые очертания. Иногда это связано с волюнтаризмом политиков, но в некоторых случаях за непопулярными и сомнительными, на первый взгляд, решениями кроется суровая правда жизни.
Одна из таких реформ недавно произошла в Италии — там после двадцатилетнего перерыва вернули отметки за поведение.
Остроты сюжету добавляет тот факт, что впервые такие оценки вводились в Италии 101 год назад по инициативе фашистского диктатора Бенито Муссолини.
Левые и либеральные газеты ответили волной беспощадной критики и карикатурами, проводящими недвусмысленные параллели между нынешним премьером и его далёким предшественником.
Однако власти пошли на этот непопулярный штраф не просто так: инициативе о введении отметок за поведение (добавим сюда существенные штрафы) предшествовала волна насилия в отношении педагогов со стороны учащихся — более чем двухкратный рост инцидентов за 2023 учебный год просто не оставил министерству просвещения другого выбора. Чаще всего агрессивную реакцию вызывают просьбы отказаться от использования на уроках сотовых — практически исполнить недавно введенный запрет на мобильники в классе получается не у всех педагогов, иногда доходит даже до драки!
И вот, посмотрев на эту ситуацию, в начале сентября итальянские депутаты внесли, а в конце месяца уже приняли проект закона, которым вернули отметки за поведение, а также дающие школам право оставлять учеников на второй год, если эти оценки неудовлетворительные.
Система оценки — десятибалльная. Безусловно проходными считаются баллы с семи до десяти. Школьники, получившие шесть баллов, должны пройти тестирование по гражданственности (это такой аналог обществознания и правоведения вместе взятых), иначе перевода в следующий класс им не видать как своих ушей. Если ученик не добрал до пяти баллов, его не переведут в следующий класс даже в случае, если он успевает по остальным дисциплинам и вообще большой молодец.
Дополнительно этим же законом были введены штрафы за агрессивное поведение или нападения на сотрудников школы. Сумма варьируется в достаточно широких пределах — от нескольких сотен до десяти тысяч евро за инцидент, в зависимости от тяжести проступка.
В итальянском министерстве образования заявляют, что задача такого закона — подчеркнуть, что правительство по-прежнему придерживается точки зрения, что авторитет учителя должен быть непререкаем, и будет защищать педагогическое сообщество от любых посягательств: как тех, что принимают форму физического насилия, так и направленных на честь и достоинство учителя.
Педагоги, разумеется, поддерживают новый закон обеими руками. Не очень-то много голосов «против» раздаётся и из рядов родительского сообщества, однако нельзя сказать, что закон приняли на ура все.
Обратная сторона медали
У инициативы есть и обратная сторона, которая, впрочем, носит скорее символический, нежели практический характер. Дело в том, что оценивать поведение в школах Италии впервые решили аккурат сто лет назад — в 1924 году, после прихода к власти Большого фашистского совета под руководством молодого и экспрессивного диктатора Муссолини. Подобная система действовала вплоть до начала 70-х, но сначала была под воздействием протестов студентов и школьников отменена в начальной и средней школе, а затем (это произошло в 2000 году) и в старших классах.
Руководство национального студенческого союза считает такую меру авторитарной и предостерегает на счёт возможных злоупотреблений — дескать, если учитель получит возможность оставлять ученика на второй год за поведение, не принимая в расчёт успеваемость, это даст педагогам широчайшие возможности для злоупотреблений. А политики левого толка прямо заявляют, что новая реформа возвращает страну во времена, о которых лучше было бы не вспоминать вовсе.