2025-07-15 16:12:24

В десятый раз в первый класс: почему студенты СПО не любят школьные предметы

В десятый раз в первый класс: почему студенты СПО не любят школьные предметы

Школьники, которые после девятого класса выбирают колледжи и техникумы, обычно хотят скорее получить рабочую профессию и отправиться во взрослый мир заработка и трат. Но они никак не ожидают, что даже в статусе студентов им всё ещё придётся учить школьные предметы! Подростки забывают, что СПО — не просто подготовка к получению профессионального статуса, но и завершение среднего общего образования, которое вчерашние школьники самостоятельно прервали. Так что весь первый студенческий год подростки 80% времени «догоняют» школьную программу параллельно с первыми профессиональными пробами —и им это чаще всего не нравится, ведь они бежали от «ненужного» формата, а тот их всё равно догнал. Так что же делать, чтобы не демотивировать юных студентов?

Вариант №1. Улучшить процесс обучения, сделав его интереснее для подростков

Как мы знаем, иногда важно не то, что говорит учитель, а как он это делает. От подачи материала зависит примерно половина успешного усвоения его учеником. Например, если подросток с интересом смотрит каналы блогеров с научно-популярной тематикой, а в техникуме или колледже аналогичные темы кажутся ему скучными, то педагогам стоит задуматься.

Один из вариантов прокачки подачи материала: записывать теорию в формате интерактивных видеоуроков, чтобы студенты могли посмотреть их дома, а на занятии применить знания на практике или хотя бы активно обсудить вместе с педагогом и одногруппниками. Интерактивные уроки можно дополнять наглядными экспериментами, параллельными видеовставками, что сложно сделать в условиях обычного офлайн-класса.

Нетривиальный подход к решению проблемы: прокачать не только материал и формат, но и самих педагогов. Да, уважение к старшему поколению безусловно, но не многие из них увлечены своим предметом спустя десятки лет преподавания. А как может зацепить подростков своим уроком учитель, который сам уже без огня в глазах? Молодые учителя ближе к самим подросткам не только по возрасту, но и по формату общения, они лучше понимают язык студентов и их особенности восприятия мира.

Вариант №2. Без долгих предисловий погрузить юного студента в специальность

Часто колледжи и техникумы выстраивают учебные планы так, что до реальных проб и соприкосновения с профессией студенты доходят только к концу обучения. Но ведь их любопытство активно именно в начале пути, а не в конце! Поэтому один из банальных вариантов — перестроить учебный формат так, чтобы студенты-новички с первых дней соприкасались со своей будущей специальностью. С таким подходом и школьные предметы в учебном расписании будут восприниматься проще, так как юные студенты увидят разницу между школой и СПО, поймут, что эти дисциплины — лишь часть, а вокруг много интересного и нового.

Кроме этого, педагоги могут пересмотреть свой подход к подаче школьных предметов новоиспечённым студентам. В их силах делать такой формат, который подсветил бы базовые дисциплины с точки зрения будущей профессии подростков. Конечно, такой подход требует больших ресурсов со стороны педагогов, и не все готовы пойти на это, но идея имеет право на существование.

Вариант №3. Улучшить технологии и через них повысить продуктивность преподавателей

Избегать модернизацию технологий и развитие искусственного интеллекта — бессмысленно и даже странно. Хотя действительно не все СПО готовы принять реальность и отказаться от «старых проверенных методов». А тем временем нейросети могли бы компенсировать нехватку молодых кадров в педагогическом штате, сильнее заинтересовать и вовлечь подростков-студентов в учебный процесс, ведь для вчерашних школьников ИИ — это часть бытовой реальности, которая им комфортна.

Однако просто попросить педагогов внедрить в свои занятия нейросети — мало. Сначала самих учителей нужно научить работать с ними и использовать их эффективно! Только после этого они смогут использовать ИИ как продуктивный инструмент, а не избегать этой «демонической машины».

Вариант №4. Помочь вчерашним школьникам найти мотивацию для изучения «скучных» дисциплин

Оставили напоследок «очевидное и невероятное». Да, мотивация — это важная и нужная вещь, без которой все усилия педагогов не будут иметь смысла. Чтобы понять недостаток мотивации, иногда достаточно просто поговорить со вчерашними школьниками: спросить их о том, что нравится, а что нет и почему; объяснить, в чём реальная значимость и важность школьных предметов в СПО. Главное, чтобы все подобные диалоги были искренними и живыми, а не формализованными и сухими.

Все эти варианты могут повлиять в лучшую сторону на уровень вовлечённости студентов СПО в обучение с первых дней. Однако остаётся ещё один философско-риторический вопрос: а так ли нужны все школьные предметы в учебных планах СПО в современных реалиях? Но на него каждое учреждение отвечает самостоятельно.

Поделиться
Оставить отзыв
Все статьи
Ваш комментарий/отзыв/вопрос
Здесь пока нет ни одного комментария
Ваш комментарий / отзыв
Если у вас есть вопрос напишите его мы постараемся ответить
* - Обязательное поле

Отзывы наших студентов Смотреть другие видеоотзывы наших студентов

play
YouTube video playerD3EYRnozxps
play
YouTube video playeranZ4q63C4v0
play
YouTube video player8sNebkElChw
play
YouTube video player8LKj9MBnV7c
Напишите нам, мы онлайн!
Наши Telegram каналы

Заказать звонок

Оставляя заявку, вы принимаете условия Политики конфиденциальности