2025-07-15 14:06:53

В чём проблема высшего образования в России?

В чём проблема высшего образования в России?

Треть граждан России работоспособного возраста имеет высшее образование, причём среди молодёжи показатели ещё выше. При этом власти убеждены: нашему государству не нужно столько специалистов с высшим. Рынок труда внутри страны не способен их переварить. Многие считают высшее образование переоценённым активом, нерациональной тратой времени и сил. Так ли это на самом деле, сказать сложно, но миллионы людей продолжают тратить пять или шесть лет собственной жизни на получение диплома.

В России сейчас их выдачей занимается 741 организация – и это не считая филиалов. В рейтинге тысячи лучших мировых вузов Россия представлена крайне скромно – всего 25 строк заняты отечественными организациями. Впрочем, знающие люди не будут удивлены: среднестатистический университет в России не способен давать современное образование и готовить кадры высокого класса. Этому есть несколько причин.

Мало практики

Для того, чтобы получить представление об алгоритмах функционирования той или иной трудовой сферы, следует начать с практических навыков. Те же, кто львиную долю времени занимается зубрёжкой, на практике применить полученные знания не сможет.

Теоретические глубинные знания нужны на пике карьеры, а вот на старте от персонала ждут исполнительности и результативности. Теории тут недостаточно, необходимо уметь применять всё это на практике. В России этому, увы, не обучают.

Вузы дают устаревшие знания

В высших учебных заведениях преподают материал, многократно проверенный и перепроверенный, а затем утверждённый государственными стандартами. Вся эта бюрократия крайне плохо подвержена переменами. С другой стороны, «в полях» изменения обычно происходят во мгновение ока, и высшее учебное заведение, имевшее год назад передовую программу с отличными параметрами, годом позднее будет давать устаревшую информацию, которая годится лишь для того, чтобы человек раздвинул границы своего кругозора.

Инженеров учат работать на кульмане, а журналистов верстать по книгам, изданным в 80-х – с теми же макетами «Комсомолки» и «Правды» в качестве эталонных образцов.

В университетах высокий уровень коррупции

Разумеется, тут всё индивидуально. В одном даже просто договориться о пересдаче будет непросто, в другом дипломы раздают чуть ли не в целлофановом кульке с принтом «Спасибо за покупку!». Проблема коррупции в нашей стране стоит очень остро. Преподаватели и студенты дошли до того, что место конвертика заняли банковские переводы.

Даже если отойти от вопросов права и его применения, такого рода акции, связанные с подкупом педагога, служат мощнейшим фактором демотивации: делать после такого ничего не хочется. Смысл пахать, вкалывать 25 часов в сутки и рвать жилы, если всего того же можно добиться, подкинув преподу тысчонку-другую?

При этом восприятие коррупции в России хромает на обе левых: уголовные дела открываются редко, хотя молва разносит всё моментом. Очень быстро высшие заведения получают специфическую и вполне однозначную репутацию: дескать, там работают одни коррупционеры.

Университеты следуют «линии партии»

В ряде случаев «партийная линия» тут подразумевается в прямом смысле, не в переносном. Власти без зазрения совести ставят высшее образование на службу политическим амбициям тех или иных сил: где-то через старост и профком собирают на провластные митинги, где-то заставляют фальсифицировать результаты голосования или «агитируют» к поддержке определённого кандидата.

Впрочем, даже если политическая девственность студенчества сохраняется, жесткие правила и порядки сказываются на психологии молодёжи негативным образом. Из человека, выросшего в условиях казарменных, свободного художника не выйдет, как ни крути.

Учёба требует больших денег

Если человек не поступил на бюджетное направление, ему придётся выложить за своё образование кругленькую сумму, которая тяжким бременем ложится на плечи молодого человека, загоняя его в долговое рабство без особых перспектив вырваться на свободу. Что характерно, сильнее всего эта ситуация проявляет себя в гуманитарном сегменте, юриспруденции и экономике, где количество бюджетных вакансий было сокращено из-за недостаточного спроса на специалистов данных специальностей.

Набор предметов часто выглядит случайным

Большая часть дисциплин, изучаемых в ходе курса, не имеет к программе никакого отношения, хотя призваны расширять кругозор. Это мило и всё такое, но к избранной профессии не приближает ни на шаг. Первые курсы состоят из таких предметов чуть более чем полностью. Где-то это информатика, где-то анализ, а уж от философии не удаётся уйти никому. И вроде бы это правильно: ты получаешь возможность понимать устройство мира. Но, с другой стороны, как понять мир, если тебе недоступно понимание философии как предмета и её метода?

Университет разочаровывает

Одной из наиболее серьёзных проблем образования следует считать разочарование. Человек, который идёт за специальностью, очень часто оказывается разочарован в ней ещё до того, как получит корочку. Причины кроются в сочетании вышеизложенных факторов.

Половина выпускников жалеют о сделанном выборе, а треть хотели бы заниматься другой деятельностью. Лишь немногим более 12% не считают, что в их образовании есть системные недостатки, в то время как абсолютное большинство убеждено в сомнительной полезности содержавшихся в курсе дисциплин, их низкой актуальности и невозможности практического применения.

Что дают хорошие университеты?

Впрочем, не будем так уж пессимистично настроены, ведь есть на российской земле и неплохие университеты, процесс обучения в которых не превратился в жуткий кошмар, несмотря на отдельные недостатки в работе.

Если вдуматься, хороший вуз и отличается от плохого тем, что в его стенах студент:

  • качает soft skills – непрофильные возможности, делающие на шаг ближе к успеху не только в карьере, но и в других сферах. Это может быть способность быстрого поиска информации или запоминания больших объёмов данных, компьютерные навыки, риторика, планирование и многое другое;
  • совершенствует базу знаний: то, что человек получает в стенах высшего учебного заведения, даёт ему платформу, с которой можно двигаться в любом направлении;
  • дают доступ к грантам и конкурсам для студентов. А они, в свою очередь, обеспечивают доступ к деньгам, новым дружеским связям, контактам – и возможность принять участие в интересном и перспективном проекте;
  • помогают выстраивать социальные сети. Связи и круг общения школьника ограничен территорией, на которой он живёт и функционирует. Высшее учебное заведение расширяет обозримое настоящее, позволяя общаться с сотнями людей, обладающими схожими интересами, коль скоро вы избрали для себя одну и ту же специализацию. В случае, если вуз действительно хорош, набранные тут кадры будут перспективными, интересными и яркими людьми. Поэтому спустя годы вы получите огромное количество связей в десятках разных корпораций;
  • меняют отношение человека к себе и миру. В неплохих университетах студента прежде всего воспринимают в качестве самостоятельного и состоявшегося во всех смыслах человека, который способен расставлять приоритеты и брать ответственность за будущее на себя. Поэтому преподаватели дают принимать решения и брать на себя связанную с этим ответственность.
Поделиться
Оставить отзыв
Все статьи
Ваш комментарий/отзыв/вопрос
Здесь пока нет ни одного комментария
Ваш комментарий / отзыв
Если у вас есть вопрос напишите его мы постараемся ответить
* - Обязательное поле

Отзывы наших студентов Смотреть другие видеоотзывы наших студентов

play
YouTube video playerD3EYRnozxps
play
YouTube video playeranZ4q63C4v0
play
YouTube video player8sNebkElChw
play
YouTube video player8LKj9MBnV7c
Напишите нам, мы онлайн!
Наши Telegram каналы

Заказать звонок

Оставляя заявку, вы принимаете условия Политики конфиденциальности