В России на данный момент работают три вида образовательных учреждений, где можно получить высшее образование: это университеты, институты и академии. Многие ошибочно полагают, что это одно и то же, и существенной разницы в них нет. Мы же расскажем, чем они отличаются и куда лучше подавать документы.
Что такое университет?
Учебу в университете часто считают престижной, потому что здесь есть большой выбор образовательных программ и направлений учебы. Студенты могут освоить любую профессию в различных областях науки. Внутри университета выделяют не только различные кафедры и факультеты, но и отдельные институты (как правило, если вуз большой — маленький университет редко дробится на институты).
Как правило, в университетах есть лаборатории, кружки и целые программы, в рамках которых ученые и студенты совместно работают над научными проектами. Нередко университеты сотрудничают с международными компаниями, располагают большими ресурсами для проведения исследований. Поэтому если абитуриенты хотят в будущем связать свою жизнь с наукой, то университет — хороший вариант для учебы.
Единственный минус университетов в том, что здесь большой поток студентов, так что нередко тяжело наладить контакт с преподавателем, получить у него нужную информацию. Нужно быть активным и искать пути налаживания контакта с профессорами.
Чему учат в институте?
Институты чаще всего узкоспециализированные: например, экономические, медицинские, технические и другие, которые учат студентов в рамках одной специализации.
С одной стороны, институт подойдет тем, кто уже выбрал, чем хочет заниматься после выпуска, кто точно определился со специальностью. Все годы обучения вы будете изучать предметы, непосредственно связанные с вашей будущей профессией. Конечно, кому-то не нужны знания из других сфер, но студенты университетов изучают куда больше, нежели ученики института.
Как правило, институты небольшие, количество студентов в группе меньше, а значит, можно легко найти общий язык как с сокурсниками, так и с преподавателями.
Что такое академия?
В академиях студенты проводят различные научные исследования и получают скорее теоретические знания, которые впоследствии не всегда можно применить сразу на практике. Здесь в основном готовят будущих преподавателей, теоретиков и исследователей, поэтому академия прекрасно подойдет тем, кто хочет стать специалистом в какой-то узкой области (однако полученные знания сложно будет применить на заводах или в бизнесе).
Немногие абитуриенты хотят подавать документы в академии, потому что они думают, что академический аттестат не ценится работодателями. Но не стоит ставить клеймо на этих образовательных учреждениях, потому что здесь дают не менее важные и нужные знания, нежели в институтах и университетах! Просто чуть другой акцент.
На что смотреть при поступлении в вуз?
Зачастую абитуриенты не смотрят на программы подготовки, а подают документы в вузы с «отличной репутацией». Конечно, это не может быть верно на 100%: прежде всего нужно смотреть на то, чему будут учить и какие есть у учебного заведения ресурсы, чтобы вы смогли где-то применить полученные вами знания после выпуска.
Специалисты рекомендуют обращать внимание не только на привычные профессии в области юриспруденции, педагоги и прочих, но и те, которые активно развиваются. Например, сейчас во многие компании требуются нейробиологи, айтишники и те, кто работает в сфере цифрового маркетинга.
Университеты, институты и академии внедряют программы обучения по актуальным профессиям, но подходы к обучению у них разные:
- Университеты раньше всех начинают обучать студентов «новомодным» профессиям — все потому, что они пристально следят за международными тенденциями и знают, в какую сторону движется наука. Они одними из первых предложили программы магистратуры по таким специальностям как аналитика данных, ИИ, разработка мобильных приложений и прочее. Как правило, университеты тесно сотрудничают с крупными отечественными и международными организациями, поэтому студенты могут проходить в них практику, а после выпуска устроиться на работу. Но есть одна проблема: в университетах дают общие знания по специальности: учащиеся будут знать теорию, но много из того, чему их научат, будет сложно применить на практике (тем более что на парах редко студентам дают работать над реальными проектами).
- Институты великолепно адаптируются к новым профессиям и внедряют в программы полезные знания. И так как здесь обучают будущих работников конкретной специальности, институты всегда вводят много практики, чтобы студенты работали с реальными кейсами. Есть несущественный минус: институты редко взаимодействуют с крупными международными компаниями, а на занятиях разбирают случаи, которые произошли у отечественных организаций — из-за этого студенты могут плохо представлять о том, как работают и что нового у их коллег-европейцев.
- Академия сосредоточена на том, чтобы дать студентам теоретические знания. Поэтому даже если там и вводят специальности по актуальным направлениям подготовки, на практике студенты, которые изучают искусственный интеллект или нейробиологию, не смогут применить свои знания. Зато легко могут проводить исследования, а в дальнейшем работать в научных институтах, вузах и других организациях.
Если вы остановились на одном или нескольких образовательных учреждениях, где есть интересующая вас специальность, то сделайте выбор, опираясь на следующую информацию:
- Насколько часто обновляется программа обучения? Какие новые курсы и специальности предлагает вуз?
- Задавайте вопросы специалисту приемной комиссии: узнайте, какие актуальные направления включает выбранная вами программа, сотрудничает ли вуз с разными организациями, можно ли позже устроиться на стажировку.
- Почитайте отзывы студентов. Ознакомьтесь с послужным списком преподавателей и найдите информацию об их квалификации и научных работах.
- Делайте акцент на практику. Конечно, практика нужна не всем, но есть те специальности, где без «работы в полях» никак нельзя. Важно узнать, работают ли студенты с реальными кейсами и проходят ли стажировки в компаниях.