Люди часто сравнивают современную и советскую системы образования, утверждая, что раньше все было лучше. Несмотря на то, что в современных школах еще остались черты школ СССР, многое все же изменилось. Какие плюсы и минусы были у советской школьной системы?
Плюсы советского образования
Безусловно, в советских школах были положительные стороны:
- Развитие полезных навыков. С середины 1960-х годов в школах появились предметы, на которых ученики получали знания в различных профессиональных сферах. После школы молодые люди могли легко устроиться на завод или поехать работать в колхоз, поскольку уже обладали необходимыми навыками. Те, кто хотел получить высшее образование, учились в школах с углубленным изучением отдельных наук, а затем поступали в вузы.
- Взаимопомощь среди учеников. Сейчас, если ученик не понимает тему урока, он занимается с репетитором или получает помощь от родителей. Раньше же отличники с радостью помогали отстающим одноклассникам. В выигрыше оказывались все: хорошисты и отличники развивали лидерские качества, а слабые ученики подтягивали свои знания.
- Все предметы были одинаково важны. Современные школьники делают упор только на те дисциплины, которые им нужны для сдачи ЕГЭ, а другие оставляют без внимания. В советских школах все предметы считались важными, поэтому выпускники знали «от и до» физику, литературу, химию и другие науки.
- Равный доступ к образованию. Не было закрытых элитных школ, куда принимали только детей высокопоставленных родителей — почти все ходили в одинаковые общеобразовательные учреждения, где получали одни и те же знания. Репетиторов практически ни у кого не было, так как педагоги старались давать учащимся всю необходимую информацию для успешной сдачи экзаменов и поступления в институт.
Но были и отрицательные стороны
Однако не все системы идеальны, так и у советской модели обучения были свои недостатки:
- Коллектив важнее личности. Если школьник провинился, его осуждал весь класс, а за его поступок могли наказать всех одноклассников. Из-за небольшой проделки страдала вся группа. Публичное осуждение также было распространено: например, если ученик забыл дома пионерский галстук, окружающие могли открыто выразить ему свое фи.
- Отсутствие навыков критического мышления. Учителя считали, что существует только одно верное мнение — их собственное, а все остальное неверно. Высказывать свое мнение считалось неприличным, особенно на уроках литературы, где ученик должен был «попасть в цель» и угадать, что хотел сказать автор. Такой подход соответствовал советской идеологии, но не способствовал развитию аналитического мышления.
- Ученики не могли выбирать. За школьников решали, какую форму они будут носить, какие предметы изучать и какое питание получать в столовой. Никто не спрашивал, нравится ли ученику химия или литература — он должен был слепо следовать установленным правилам.
- Пятибалльная система оценивания. Несмотря на то, что эта система до сих пор используется в России, многие специалисты утверждают, что она негативно влияет на самооценку школьников и не отражает реальный уровень их знаний. Однако образовательные учреждения пока не готовы отказаться от традиционных оценок.
- Низкий уровень владения иностранными языками. Советские школьники изучали иностранные языки, могли читать и писать, знали грамматические правила, однако говорить на иностранном языке они почти не умели. Во-первых, у них не было языковой практики, а во-вторых, учебники содержали устаревшую информацию.
- Ограниченные возможности для творчества. В советских школах не уделяли большого внимания креативности и развитию коммуникативных навыков, полагая, что эти качества можно развить вне школы. Основной акцент делался на строгих, сухих академических знаниях.