Откуда пришла идея медленного образования, почему школы стали напоминать фабрики и кто сегодня может позволить себе учиться без спешки
Прошлый век оказался временем не только технического прогресса, но и настоящей гонки в повседневной жизни. Все вокруг начало ускоряться: транспорт, производство, бытовые задачи... И образование тоже попало под эту волну. Правда, последствия этого ускорения начинают ощущаться только сейчас, когда становится ясно — жизнь на скорости 2х оставляет после себя не только усталость, но и пустоту.
Многие уже осознали вред достигаторства, но одно из направлений пока остается в тени — это теория медленного образования. О медленной моде (slow fashion) или еде (slow food) слышали практически все, а вот идея Slow Education до сих пор вызывает вопросы: действительно ли она нужна? Как ее применять в реальной жизни?
Когда школа становится конвейером
О том, что быстрый подход к обучению имеет свои минусы, заговорили еще в начале 2010-х. Одним из первых был Майк Гренье, преподаватель из британского Итона: его беспокоило, что ученики перестали участвовать в процессе обучения осознанно, превратившись в пассивных потребителей информации. По сути, система превратилась в цепочку — задание, решение, оценка — без места для размышлений и вопросов «почему».
На проблему обратили внимание и другие специалисты. В частности, появилась теория «макдональдизации» образования: такое понятие описывает процесс, при котором школа начинает работать по принципам индустрии быстрого питания — быстро, предсказуемо, по шаблону. Вроде бы удобно, ведь стандартизация позволила сделать образование массовым, но за этим спряталась неприятная реальность. Когда важнее количество пройденного материала, чем его понимание, когда контрольные пишутся ради галочки, а предмет изучается ради итоговой оценки — о каком интересе к знаниям можно говорить? В результате даже талантливый ребенок начинает воспринимать учебу как тяжелую повинность.
Почему мы все время спешим?
Причина ускорения образования понятна: современный человек боится не успеть. В семилетнем возрасте ребенка уже готовят к экзаменам, которые он сдаст через десять лет, и вместо того чтобы дать возможность спокойно исследовать мир, его усаживают за прописи и таблицы. Любая отсрочка в этой цепочке воспринимается как провал. Кажется логичным научить как можно быстрее, чтобы подросток быстрее закончил школу, поступил в вуз и вышел на рынок труда! Эта идея активно продвигается, причем на самом высоком уровне. Не так давно, после предложения укоротить срок обучения в школах и вузах, выяснилось, что больше половины россиян категорически против подобных нововведений.
Люди начинают понимать, что в гонке за скоростью упускается самое важное. Само слово curriculum, обозначающее учебную программу, в переводе с латыни означает «бег»! Но куда этот бег ведет и что остается за спиной — вопрос, который задают себе все чаще.
Когда пропадает критическое мышление
На первый взгляд кажется, что стандартизированное образование удобно: есть понятные правила, задания, типовые решения. Проблема возникает, когда ребенок сталкивается с ситуацией, не укладывающейся в знакомую схему. Сегодня многие преподаватели отмечают: если чуть изменить формулировку задачи, ученик теряется. В школе их учат не думать, а решать по инструкции. Это работает, пока задача стандартная, но абсолютно бесполезно в жизни, где готовых решений никто не выдает.
Быстрое обучение влияет не только на качество знаний, но и на психологическое состояние детей: постоянная спешка, большое количество заданий, гонка за оценками — все это формирует тревожность и страх ошибиться.
Что можно изменить
Если попытаться найти выход, становится ясно: помочь могут альтернативные форматы обучения. Частные школы и грамотные репетиторы пока остаются одним из немногих способов получить осознанное образование: так ученику могут предложить индивидуальный график, постепенное усложнение материала и внимание к его личным интересам.
Конечно, такой подход доступен далеко не всем — и по времени, и по финансам. Общество, привыкшее к экспресс-курсам и видеоурокам на скорости 2х, уже почти разучилось ждать.
Однако даже в государственных школах можно найти преподавателей, которые стараются выйти за рамки стандартизированной программы! Они пытаются показать детям, что ошибаться — это нормально, что работа с необычными задачами развивает не только знания, но и характер.
Пока такие инициативы, увы, остаются скорее исключением. Министерские программы по-прежнему рассчитаны на усредненного ученика, ответственность за результат ложится на плечи преподавателей, поэтому они вынуждены успевать гнаться за планом и одновременно придумывать, как заинтересовать учеников.
Станет ли медленное образование доступнее?
Очевидно, что решение проблемы требует не только усилий отдельных преподавателей или школ — это вопрос организации всей системы образования, ее целей и приоритетов. Медленное образование — это не про растягивание сроков: это про вдумчивое изучение материала, про развитие критического мышления, про понимание, а не заучивание.
Пока же получается так, что качественное и осознанное обучение становится привилегией: его можно получить, но чаще всего за дополнительную плату и за пределами стандартной программы. И это, наверное, самое тревожное в текущей ситуации. Хочется верить, что рано или поздно общество откажется от идеи «быстрого результата любой ценой» хотя бы в сфере образования, потому что именно здесь закладывается способность думать, анализировать и принимать решения. А без этого в будущем придется все чаще задавать себе неудобный вопрос: куда мы так спешили, если толком ничего не поняли по дороге...