Навыки тайм-менеджмента полезны не только взрослым, которые стараются совмещать карьеру с семьёй и личным временем, но и школьникам, стоящим на старте пути к той самой совмещённой жизни. Через грамотное распределение времени ребёнок учится расставлять приоритеты и не переживает, что забудет о чём-то важном.
Как приучить ребёнка к планированию? Давайте разберёмся вместе!
А вообще реально ли призвать ребёнка к развитию тайм-менеджмента?
Начнём с азов и поговорим об умении детей распределять и ощущать своё время. С этим навыком не рождаются сразу, но к началу пубертатного периода он даёт о себе знать, так что до этого момента — приблизительно до пятого класса — за планирование и ответственность спрос идёт с родителя. Для этого вам желательно выучить расписание, привычки и скорость выполнения ребёнком каких-либо задач. Уже позднее — около 10-11 лет — вы сможете делать первые шаги к передаче ответственности за личное время самому ребёнку.
Главное, не ждите, что ребёнок после принятия ответственности будет делать всё точь-в-точь как вы! У каждого человека свои подходы к распределению времени: кто-то выписывает все задачи на день с деталями в ежедневник, а кто-то не боится экспериментировать по ходу дела. А вот что вы можете сделать для более быстрой адаптации ребёнка, так это дать ему советы по тайм-менеджменту, подсказать и помочь, если что-то не получилось освоить с первого раза.
Обязательно ли ждать до 10 лет, чтобы развить самостоятельность ребёнка?
К 10 годам у детей улучшается ощущение времени, но самостоятельность сама по себе закладывается значительно раньше. Приучать ребёнка к концентрации с помощью простых и коротких заданий вы можете уже с четырёх лет: например, вы составите расписание водных процедур или регулярных прогулок, чтобы ребёнок начал запоминать порядок действий и делал их уже автоматически.
В процессе привыкания к новым навыкам не требуйте от малыша стремительных успехов, хвалите его даже за маленькие победы и поддерживайте в случае ошибок.
Почаще проговаривайте с ребёнком его планы, научите его постановке целей. Любопытство у малыша зарождается с полутора лет, но направить его в правильное русло вы сможете только совместными усилиями. Наберитесь терпения и поучите ребёнка определять цель, ради которой он делает то или иное действие! Такое понимание поможет ребёнку не потерять мотивацию и ощутить смысл своих домашних/школьных дел.
Как понять, что у ребёнка прокрастинация и страх перед планированием
Симптомы выявляют по источникам их появления, поэтому ответьте для начала на вопрос: действительно ли ваш ребёнок движется к своим собственным целям и мечтам, а не к тем, которые были навязаны ему другими, включая ваши ожидания от него? Если с целеполаганием всё в порядке, тогда сократить переживания перед планированием времени можно через такие приёмы:
- Разделение больших задач на маленькие части, чтобы они казались менее страшными и проще выполнимыми,
- Выполнение неприятных, но необходимых задач в первую очередь, а в результате — дополнительное поощрение для ребёнка за успешное завершение.
Лайфхаки тайм-менеджмента для школьников
В начале учебного года не торопитесь занять всё свободное время ребёнка занятиями и кружками — так у него не будет возможности самостоятельно распределить какую-то часть своего дня. Если отобрать у школьника такой опыт, тогда он будет значительно дольше привыкать к планированию и самостоятельности. Лучше снабдите ребёнка подсказками, как распределить свободное время с пользой:
- Постановка целей. Выделять свободное время на конкретные дела проще, когда понимаешь, зачем их делаешь. И если взрослый без подсказок понимает, с какой целью ходит на работу или убирается в доме, то ребёнку нужна помощь с определением ориентиров.
- Ведение бумажных или печатных списков вместо запоминания. Удержать всю информацию в голове трудно даже гиперответственным взрослым, что уж говорить про малышей! Поэтому умение составлять списки — полезный лайфхак для чёткого расписания дня. Покажите малышу, что это интересный процесс: добавьте цветные выделители, купите красивый блокнот, симпатичные закладочки или стикеры.
- Выписка регулярных дел. Например, если ребёнок знает, что у него тренировки каждую неделю по определённым дням в течение месяца, то вы можете предложить ему вписать их в расписание на несколько недель вперёд, чтобы не думать об этом и сконцентрироваться на других вещах.
- Расстановка приоритетов. На день можно выписать и 5, и 10, и 25 дел, но давайте честно: чем их больше, тем выше риск, что что-то останется невыполненным. Учите ребёнка не распыляться на всё и сразу, покажите ему, как определить главные задачи на конкретный период. Ведь тайм-менеджмент — это не про умение выполнять по 100 дел за раз, это про умение выполнять главные из них. К тому же длинный список незакрытых задач со временем начинает демотивировать ребёнка.
- Визуализируйте время. Если ваш ребёнок учится в начальной школе, тогда у него ещё слабо развито ощущение времени. Фраза «Зубы надо чистить 5 минут» не даст ему понимания, сколько он должен потратить времени — чтобы научить его ощущать время, вы можете использовать песочные часы или электронный таймер, который отображает секунды.