2025-07-15 15:11:16

Стоит ли во всем равняться на азиатских школьников?

Учителя и блогеры часто с придыханием говорят об успешных китайских, японских и южнокорейских школьниках и их академических достижениях. Одни увязывают эти успехи с тоталитарными практиками азиатского общества, другие кивают на высокий уровень конкуренции и стремление «выйти в люди», выбиться в элиту, третьи напирают на культурный фон и многовековые традиции (упуская из виду то, что концентрация на высоких результатах приводит к психологической нестабильности подростков, которые не справляются с навязанными темпами). Школьники страдают от перманентной критики и давления школы и семьи, что зачастую оканчивается нервными срывами, потерей ценностных ориентиров и депрессией, а иногда и вовсе приводит к печальному исходу.

Возможно, именно благодаря этому азиатская модель обучения никого не оставляет равнодушным; у нее есть либо преданные фанаты, либо яростные критики и обличители. Почему это так, в чем плюсы и минусы подобной системы? Давайте разбираться вместе. Стоит ли учиться «по-азиатски»?

Традиции предков и вечные ценности

Экспертное сообщество уже много лет отмечает более высокие показатели азиатских студентов по сравнению с европейскими и американскими.

Наглядный факт: в рейтинге ОЭСР по уровню образования в 2010 году на первом месте оказалась Республика Корея.

Сомневаться в цифрах не приходится: в рамках исследования учитывалась динамика индивидуальных показателей почти полумиллиона учащихся из 66 стран мира — все они проходили аналогичные по форме и содержанию тесты. Южнокорейские школьники заняли первые места по математике и английскому, а по естественнонаучным дисциплинам пропустили вперед финнов и своих соседей-японцев.

Это стало первым звоночком — и с тех пор не проходит и года, чтобы политики или эксперты не сделали одно-два громких заявления на этот счёт. Часто восточноазиатские страны даже приводят в пример: так, экс-президент США Барка Обама заявил, что в Республике Корея к педагогам относятся как к краеугольному камню нации, и Америке было бы неплохо относиться к своим учителям так же. И это не случайная оговорка: спустя несколько лет, уже после завершения своего срока Обама подчеркнул важность инвестиций в обучение молодежи. В аналогичном ключе высказывался и Билл Гейтс, и оппоненты Обамы из Республиканской партии.

Как в Японии

Подобное единодушие политиков столь разных взглядов не может быть случайным. Японская модель, на которую они смотрят как на удачный образец, основана на перманентном контроле успехов, субординации, высокой конкуренции и требованиях к дисциплине как на залоге эффективной и качественной подготовки к жизни в условиях капитализма.

Важный нюанс: у японцев семья, учеба и работа представляют собой элементы общей социально-экономической структуры. Однако эта структура не была чем-то уникальным, в регионе были и другие государства с подобной системой. Например, в Китайском государстве свыше тринадцати столетий просуществовала экзаменационная система кэцзюй; она открывала перед всеми без исключения людьми возможность поступления на госслужбу — достаточно было сдать экзамен, чтобы получить возможность стать чиновником, добиться положения и высокого статуса, стать богатым и влиятельным.

Очень похожим было положение в древней Корее, государстве Чосон, существовавшем без малого пять столетий. В этой стране одним из немногих реально работающих универсальных социальных лифтов были экзамены кваго. Они были двух разновидностей — по военному делу и литературе; экзаменуемые должны были продемонстрировать хорошее знание классической литературы. Правда, даже такие правила не были панацеей — при формально равном положении всех экзаменуемых «одни животные были равнее, чем другие», и выходцы из высших слоев китайского и корейского общества по необъяснимым причинам часто показывали непропорционально лучшие результаты. Впрочем, отдельные коррупционные проявления не изменили общей картины — в национальной корейской культуре образование стало высшей, непреложной ценностью, надежду на лучший выбор.

Сейчас эта стереотипная поведенческая модель сохраняется — тем более что за прошедшие столетия ситуация на рынке труда стала лишь сложнее, а требования к компетенции молодежи возросли. Сегодня государственные экзамены в Корее — событие национального масштаба: движение на дорогах вблизи школ и университетов в эти дни изменяют, шумные работы запрещают, и даже расписание авиаперелетов могут модифицировать, чтобы шум взлетающих и садящихся самолётов не отвлекал школьников и студентов от, возможно, самого важного события в их жизни.

Всё это даёт свои результаты. Согласно исследованиям австралийского социолога Джона Джеррима, дети мигрантов из региона Восточной и Юго-Восточной Азии набирают куда более высокие баллы по сравнению со своими сверстниками из других регионов. Вывод напрашивается сам собой — разница связана с тем, как в этих семьях воспринимают образование и насколько серьезно относятся к школьным оценкам. Если в англосаксонской и в целом европейской традиции в провале нет ничего страшного (обычно всегда есть возможность пересдать), то для китайцев, корейцев и японцев это чуть ли не вопрос жизни и смерти.

Понимаете разницу, да?

Ещё один пример. В Европе и США достижения школьника или студента оцениваются конкретно — насколько твои результаты лучше или хуже некоей усредненной нормы. Азиатская модель оценивает не только и не столько личные успехи, сколько в целом престиж учебного заведения — лучше быть последним с самой крутой и дорогой школе, чем первым, но в посредственной.

И наконец, азиатская модель развития очень ценит иерархические структуры — им важно понимать свое место в этой структуре. Важно не то, что ты справился с проблемой и добился цели, а чтобы другие это заметили, оценили, приняли к сведению и убедились, что ты хорош. То есть восприятие себя первоочередно зависит от того, что о тебе думают другие. Такой подход способствует высоким результатам здесь и сейчас, что обычно устраивает абитуриентов и их семьи, но в долгосрочной перспективе негативные последствия для психики ребенка могут перевесить.

Формализм убивает креативность

Поговорим о недостатках. Очень часто такую модель обвиняют в том, что выпускники азиатских школ оказываются слишком уж зависимы от формальных рамок и требований системы, они лишены творческих качеств, критического и логического мышления. В случае с Китаем это списывают на авторитарную модель государственного устройства, однако Корея и Япония с их устоявшимися демократиями имеют те же проблемы. Так что дело именно в системе кэцзюй — именно эта архаичная, освященная тысячелетней практикой модель заложила основу системы образования восточноазиатских стран. Она обеспечила китайцам, японцам и корейцам возможность подняться до какого-то определенного уровня, но она же ограничила развитие технологического прогресса и науки — ведь у Китая было всё, чтобы стать флагманом индустриального мира, ещё за три-четыре столетия до Великобритании, Пруссии и Франции.

Однако экзамены, а с ними и вся учебная модель были устроены так, чтобы поощрять не инициативность, авантюризм и тягу к новому, экспериментам и открытиям — а покорность, терпение, гибкость и уступчивость. Отсюда тяга к постулированию норм конфуцианства. Задача такой модели была не в создании очагов развития, а в установлении эффективного механизма тотального контроля над обществом и его институтами.

С тех пор мало что изменилось: система образования в Китае и, в меньшей степени, в других восточноазиатских странах «заточена» на подготовку идеальных последователей, но практически не способна генерировать лидеров. Именно поэтому залогом экономического триумфа в КНР стала не доминирующая китайская модель обучения, а те немногие жители страны, что прошли западные школы и обзавелись дипломами западных университетов, а потом приехали обратно в Поднебесную с принципиально иными взглядами и системой ценностей.

Под прессом семьи, школы и общества

Другая серьезная проблема связана с тем, что китайскому и японскому школьнику некогда скучать, иногда нет времени даже на прогулки, не говоря уже о чем-то ином. Показательно, что многие ученики старших классов в Китае, не сумев с первой попытки преодолеть барьер вступительных экзаменов и попасть в один из сорока лучших национальных вузов, предпочитают остаться на второй год и попытать счастья ещё раз, нежели отнести документы в вуз попроще: в 2020 году из 11 миллионов школьников, сдававших гаокао (вступительные экзамены в КНР называются именно так) так поступили 6,1 млн абитуриентов, то есть больше половины.

Дальше — хуже. Южная Корея на протяжении шести лет владела пальмой первенства по такому сомнительному показателю, как количество самоубийств в мире, до сих пор остается лидером в части подростковых суицидов — это главная причина смерти подростков в стране, она встречается в сводках даже чаще, чем смерть по естественным причинам. И многие эксперты убеждены в том, что важнейшей причиной этого печального первенства является как раз культ высоких академических достижений.

Поделиться
Оставить отзыв
Все статьи
Ваш комментарий/отзыв/вопрос
Здесь пока нет ни одного комментария
Ваш комментарий / отзыв
Если у вас есть вопрос напишите его мы постараемся ответить
* - Обязательное поле

Отзывы наших студентов Смотреть другие видеоотзывы наших студентов

play
YouTube video playerD3EYRnozxps
play
YouTube video playeranZ4q63C4v0
play
YouTube video player8sNebkElChw
play
YouTube video player8LKj9MBnV7c
Напишите нам, мы онлайн!
Наши Telegram каналы

Заказать звонок

Оставляя заявку, вы принимаете условия Политики конфиденциальности