Межстрановое исследование, проведенное осенью 2023 года на материале средних школ из нескольких стран, продемонстрировало, что тенденции, заложенные в период эпидемии коронавирусной инфекции, наконец, в целом побеждены! Количество школьников впервые устойчиво растёт (хотя еще не достигло прежнего доковидного уровня), а власти и собственники частных школ после трёхлетнего перерыва начали активно инвестировать в развитие учебных заведений.
Расскажем вам о ключевых положениях этого достаточно интересного исследования: что же сейчас происходит в мировом среднем образовании? Должны ли российские школы подключаться к этим процессам?
Великий китайский исход
Наиболее заметным трендом стало сокращение числа студентов из Китая.
Справедливости ради, тенденции к сокращению числа абитуриентов-китайцев — давняя, процесс начался ещё до коронавируса.
Например, в австралийских школах за 5 лет (с 2018 по 2023 год) доля студентов из КНР среди иностранцев сократилась на 8%, с 51% до 53%. В Великобритании их количество снизилось на 3% (до 21%), в канадских школах китайцев стало на 12% меньше, а в США падение рекордное, почти в 2 раза: если в 2018 году в общей популяции иностранных учеников китайцев было 42%, то спустя пять лет — лишь каждый пятый.
С другой стороны, китайцы по-прежнему остаются доминирующей этнической группой не только в Австралии, но и в Канаде, и в Китае, а также во Франции, Нидерландах, ОАЭ и Таиланде.
С чем связано такое положение дел и кто пришёл на место китайцев?
Импортозамещение
За прошедшую пятилетку китайское среднее образование сделало качественный скачок — как государственное, так и частное.
- Во-первых, власти решительно взялись за языковые центры и филиалы международных школ. Раньше в погоне за легкой наживой их организаторы под видом квалифицированных специалистов приглашали из-за рубежа кого ни попадя — вплоть до студентов старших курсов, причём не всегда даже по профилю. Эти люди, будучи оформленными неофициально, получали солидную зарплату, но были никак не защищены от возможных последствий своей нелегальной работы: одна жалоба или случайная проверка — и директор открещивался от сотрудника, пользуясь незнанием последним китайских законов и ошибками в трудовых договорах. После этого в лучшем случае бедолагу высылали, а в худшем — еще и сажали на несколько месяцев в тюрьму или награждали конскими штрафами.
- Положение учеников и их родителей оказывалось ещё хуже: они вкладывали значительные деньги за то, чтобы ребенок учил английский, а взамен получали услугу посредственного качества. Такая учеба скорее приносила вред, чем пользу.
Теперь всё иначе, и КНР делает ставку на национальные кадры: педагогические вузы уже несколько лет ведут удвоенный, а то и утроенный набор, а прежде чем поступить на работу в школу, иностранные педагоги обязаны проходить сложные и многоуровневые проверки, подтвердить свою квалификацию подлинниками документов.
Такая политика уже принесла свои плоды, тем более что закрытость границ на фоне пандемии фактически сделала ситуацию для родителей безвыходной: хочешь-не хочешь, а приходилось выбирать то, до чего можно добраться (тем более что дистанционные уроки с участием иностранных педагогов в 2022 году в КНР попали под строгий запрет).
Свято место пусто не бывает
Несмотря на некоторый отток числа учащихся, говорить об обвальном росте не приходится — на место китайцев пришли ученики из других стран. Например, в австралийских школах увеличилась доля студентов-вьетнамцев, выходцев из Японии, южнокорейских и гонконгских студентов. Последний год дал существенный прирост, и теперь число учеников-экспатов почти достигло 70% от допандемийного уровня (по сравнению с 48% годом ранее это отличный результат!).
Однако австралийские педагоги отмечают, что абитуриенты из других восточноазиатских стран, сменившие китайцев, значительно хуже подготовлены, у них серьезные трудности с английским. Поэтому многие школы в этом году откроют дополнительные подготовительные классы, а в лингвистических школах, соответственно, бьют рекорды программы подготовки, сочетающие изучение языка и основных академических предметов (прежде всего математики). Для австралийцев это скорее хорошая новость, а вот для родителей новых учеников — не особо, так как ценник за обучение также заметно прибавил по сравнению с предыдущим годом.
Канадские школы также отмечают «импортозамещение», причём к корейцам, японцам и вьетнамцам здесь предсказуемо добавились дети из Мексики, Никарагуа и некоторых стран Южной Америки. Растёт и число европейских, прежде всего — немецких, итальянских и испанских студентов.
В США китайцы пока ещё остаются доминирующей группой, но на пятки им наступают корейцы, вьетнамцы, соседи Америки по континенту из Мексики и Канады.
А вот в школах Соединённого Королевства тенденция прямо противоположная, доля китайцев растёт, причём Китай занимает сразу две первые строчки: лидером признан Гонконг (с 1999-го — автономный район КНР), а на втором месте с небольшим отставанием расположилась собственно КНР. В топ-10 также немцы, испанцы, россияне с украинцами, турки и нигерийцы.