2025-07-15 16:11:50

Сравниваем школу в СССР и в современной России

Люди любят спорить о прошлом. Одни находят в нем недостатки, другие, напротив, обращаются к утраченным идеалам, славным прошлым денёчкам и, наконец, просто к собственной молодости или детству — эпохе, когда трава была зеленее, солнце ярче, а пломбир намного вкуснее нынешнего. Особенно много споров вызывает советская эпоха, и прежде всего, потому что до сих пор живы многие её свидетели с их личным опытом. Предметом дискуссии может стать что угодно — от экономики или политического устройства до, например, вопросов школьного образования.

Апологеты называют школу называют «сильнейшей в мире», но чаще всего не приводят в обоснование своей позиции никаких аргументов. Попробуем разобраться в плюсах и минусах учебного процесса вчера и сегодня, причем постараемся быть максимально объективными и беспристрастными, не скатываясь в догматизм и критиканство и в то же время не позволяя прошлому очаровать нас и застить глаза на очевидно провальные вещи.

Скажем сразу: школа действительно была хороша — для своего времени. Хотя и недостатков в ней было немало.

Место учителя и ученика

Не существует никаких объективных способов подтвердить или опровергнуть тезис о том, что советская школа была лучшей в мире: СССР не участвовал в глобальных исследовательских проектах и рейтингах, даже в международных исследованиях с участием школьников (наподобие популярного PISA). Но есть вещи, о которых мы можем говорить с полной убежденностью.

Например — об идеологической компоненте системы. Прежде всего — о роли учителя. О них снимали кинофильмы и писали книги, причём учитель всякий раз представлялся публике как понимающий старший товарищ, друг, строгий, но справедливый наставник или мудрый демиург. Лишь в конце 70-х — начале 80-х восходит звезда Владислава Крапивина — детского писателя из Екатеринбурга, который решил взглянуть на взаимоотношения ученика и школы через призму традиционных литературных конфликтов.

Итак, система постулировала учительский авторитет — но, к прискорбию, не подкрепляла эти теоретические измышления материальными стимулами. Так, если в 1990 году средняя зарплата по стране достигла 240 рублей, то учитель средней школы (опять же, усредненно) в месяц получал 165-170 рублей. Стоит ли удивляться тому, что к своей работе учитель подходил так же, как и к зарплате — творчески и с толикой иронии?

Правда, ученики к учителям относились не в пример уважительнее нынешнего. Они были мотивированы учиться, их к этому толкала ограниченность выбора: те, кто хотел поступать в вуз, должны были учиться хорошо и не портить отношения с педагогами, ведь абитуриенту, помимо хороших знаний, часто бывали нужны личные рекомендации и неформальные связи учителей.

Сегодня труд педагога оплачивается очень по-разному. Если говорить о Москве и востребованных предметах, то у учителя с хорошим разрядом на счету в день получки и задатка набегают достаточно приличные суммы, а нарастающая идеологизация системы образования постепенно работает на восстановление если не авторитета учителя, то хотя бы его статуса.

Физики и лирики

Наиболее серьезно в СССР относились к преподаванию точных наук, в меньшем почете были науки естественные, в последнюю очередь шли науки об обществе. Оно и понятно: для успешного построения коммунизма требовались инженеры и сопутствующие им рабочие руки, а изучением тонкостей философии или теории литературы можно было пренебречь. Дополнительно старшеклассники могли заниматься в УПК — учебно-производственных комбинатах, где подросток мог освоить рабочую специальность. В некоторых школах учили полезным навыкам, типа вождения автомобиля или его мелкого ремонта.

Сегодня у школ обычно нет выраженных профилей — физико-математические, языковые и другие спецшколы в массе своей ушли в прошлое. Зато есть предпрофессиональные классы, в каждом регионе выбор таких классов свой. В столице, например, их шесть:

  • инженерно-технические,
  • IT,
  • медицинские,
  • предпринимательские,
  • направление психологии и педагогики;
  • медиа.

В подобных классах профильные дисциплины изучаются на продвинутом уровне — так, чтобы служить подспорьем при поступлении в университет (это приближает предпрофессиональные классы к подготовительным школам за рубежом, в Великобритании или США). Дополнительно ученики таких школ проходят программу профориентации при участии вузов, колледжей и работодателей — это дает подросткам всеобъемлющее представление об интересующей специальности, помогает с выбором вуза и факультета для поступления.

Программа уже показала высокую результативность: в 2023-2024 учебном году 42% выпускников получили 220 баллов по 3-м дисциплинам ЕГЭ, а число провалившихся выпускников сократилось в два раза. Вот по этому показателю российскую школу действительно можно сравнивать с зарубежными.

«Вас много, а я тут одна»

Советская школа была призвана решить другие задачи, она в принципе не предполагала индивидуальный подход: универсальные подходы и методы действовали в 15 республиках и 140 тысячах школ, работавших по единой программе. У педагогов не было времени возиться с показателями успеваемости. Понял? Молодец. Не понял? Сам виноват, спросишь у родителей дома.

Теперь школы адаптируют учебный процесс под всех учеников (по крайней мере, пытаются), педагогам приходится следить, чтобы знания действительно были усвоены, а дети получили максимум знаний и компетенций, которые потом пригодятся при поступлении в вуз или выборе работы. На эту же задачу работают и предпрофессиональные классы, о которых мы уже говорили, и профильные, где обучение ведётся на углубленном уровне.

Сказать при этом, что бюрократии стало меньше, нельзя, но значительную её долю «спихнули» на компьютеры и автоматизированные системы, так что у педагогов появляется чуть больше свободного времени для реализации творческого подхода и индивидуализации учебного плана.

Что хотел сказать автор?

Как мы уже выяснили, место общественных и социальных наук в советской школе было далеко не первое. Все находились под влиянием идеологии, причём речь не только об истории и географии, но даже о литературе: важно было не то, что хотел сказать автор на самом деле, не то, что по этому поводу думал ребенок, а мнение о произведении и авторе классиков марксизма-ленинизма.

Помимо очевидной нелепости, у такого подхода был ещё один очевидный минус: дети после таких уроков не умели критически мыслить. Их учили, что существует одна правильная точка зрения, а все остальные — чуть ли не еретические и преступные. Сейчас с этим попроще, дети не стесняются дискутировать с преподавателями, задавать вопросы, подбирать аргументы и примеры, отстаивать свою точку зрения. Богаче стал и выбор литературы для чтения — как в рамках обязательной программы, так и для внеклассного чтения (что, конечно, только на пользу образовательному процессу).

Бедненько, но чистенько

В части технического оснащения советским школам было нечем похвастаться. Компьютеров почти не было даже в начале 90-х, и это при том что уроки информатики как таковые были введены в первой половине 80-х, но компьютер приходилось представлять в теории. Не было принтеров, фотоаппаратов, нормальных наглядных пособий для уроков истории и географии, чертёжных столов, устройств для копирования чертежей и рисунков.

Приходилось выходить из ситуации за счёт смекалки. Например, две табуретки, лампа, направленная вверх, и стекло от книжной полки более или менее заменяла светокопировальный стол!

Сейчас в школах обычно есть и компьютеры, и высокоскоростной Интернет, и любые копировальные устройства. В крупных школах вместо меловых грифельных досок уже давно интерактивные панели, на которых можно рисовать, чертить и запускать многочисленные приложения, не говоря уже о презентациях или демонстрации картинок. Ностальгия замучила? Понимаем, но прогресс не остановить.

Поделиться
Оставить отзыв
Все статьи
Ваш комментарий/отзыв/вопрос
Здесь пока нет ни одного комментария
Ваш комментарий / отзыв
Если у вас есть вопрос напишите его мы постараемся ответить
* - Обязательное поле

Отзывы наших студентов Смотреть другие видеоотзывы наших студентов

play
YouTube video playerD3EYRnozxps
play
YouTube video playeranZ4q63C4v0
play
YouTube video player8sNebkElChw
play
YouTube video player8LKj9MBnV7c
Напишите нам, мы онлайн!
Наши Telegram каналы

Заказать звонок

Оставляя заявку, вы принимаете условия Политики конфиденциальности