Современным студентам с каждым годом становится все трудней найти работу по специальности, которую они получили в вузе. Однако шансы на успех есть всегда! Преподаватели и студенты НИУ ВШЭ провели собственное исследование на тему, как влияет подработка в течение учебы на дальнейшую карьеру.
Совмещение
Наше общество не стоит на месте, с каждым годом новое поколение молодых специалистов выходят на рынок труда, и зачастую те, кто имеет минимальный опыт труда, добивается успехов по сравнению с теми, кто оказался без него. Причем работа во время обучения становится не просто массовым явлением, а уже входит в обыденность каждого второго студента: согласно исследованиям, более 50% учащихся вузов успели поработать минимум 1 месяц в течение всего срока обучения. Молодые люди считают, что именно такой незначительный опыт работы поспособствовал их дальнейшему карьерному росту.
Согласно статистике, только 18% первокурсников совмещают работу и учебу, а вот среди старшекурсников цифра увеличивается до 40%.
Вероятность карьерного роста
Рассмотрим статистику за 2021 год. Более 200 000 студентов окончили вузы по всей стране в 2021 году. Среди выпускников наиболее успешными карьеристами оказались молодые люди, совмещавшие работу с учебой, причем выпускники более престижных вузов чаще находят работу — 59%. Чаще всего работу находят студенты, окончившие обучение с красным дипломом.
Что касается направлений обучения, то молодые специалисты в области естественных наук находят работу быстрее — 58%, чем их коллеги-гуманитарии — только 40% с хвостиком.
Вероятность трудоустройства в течение года после выпуска была на 19% выше у работающих студентов. Более того, чем больше времени они уделяли работе, тем выше становились их шансы на успех! С каждым месяцем, по мере накопления опыта, шансы найти работу возрастают на 1%. При этом такие выпускники в среднем зарабатывают на 14% больше, каждые 30 дней опыта работы «добавляют» 0,7% к зарплате.
Наиболее значительно получение опыта работы на последних годах обучение в вузе. В начале обучения работа практически не влияет на шансы трудоустроиться. Получение практического опыта работы повышает шансы на 26%, но при условии, что опыт получен на финальном этапе обучения.
Ярче всего выгоду от такого сочетания получают студенты IT-специальностей или математиков: у них вероятность трудоустройства выше на 10%, тогда как экономисты «имеют прибавку» в 4%.
Отдельное значение имеет статус вуза: студент, учащийся в вузе, который занимает высокие позиции в рейтингах, более успешен в поиске работы — в среднем на 21%.
Выводы
В настоящее время подход к образованию меняется. Все чаще студенты отказываются от упора на обучение — наоборот, молодые люди предпочитают работать и параллельно проходить обучение по специальности. Получение опыта становится приоритетом, а вот получение оценок уже перестает быть приоритетной целью.
Молодые люди стали чаще отдавать предпочтение работе — настоящей, ведь сейчас им важны не только деньги, но и опыт, и навыки, которые они приобретают. Такая работа помогает им войти в профессиональную сферу. В отличие от этого, университеты часто предлагают лишь формальную ознакомительную практику, которая не дает практических навыков.
Чтобы выпускники вузов успешно трудоустраивались, необходимо пересмотреть подход к образовательному процессу — и многие крупные университеты уже меняют свою политику в пользу практики. Особое внимание уделяется профессиональным навыкам, которые можно наработать только вовлечением в реальную работу. Вузы все чаще подписывают соглашения с потенциальными работодателями, в чьих интересах заполучить хороших специалистов на места.