Хорошее знание английского языка сегодня остаётся одним из важнейших элементов того, что называется «путевка в жизнь». Английский нужен для бизнеса и науки, путешествий и работы, да и в университете сейчас без хорошего владения иностранным языком ничего толком не получится: почти вся новая литература по гуманитарным, естественным и техническим наукам печатается на английском и не всегда переводится на русский.
Именно по этой причине многие сознательные родители стараются отдать чад заниматься английским как можно раньше. Попробуем разобраться, с какого возраста можно отправлять ребенка на курсы английского, какие существуют ограничения и не повредит ли раннее знакомство с английским овладению родным языком.
Для чего нужен английский?
Тот, кто хорошо владеет английским, значительно расширяет свои возможности: такой человек может отправиться в зарубежную школу или вуз, найти за границей работу (причём выбор не сводится к только лишь англоязычным странам, он куда шире в силу международного статуса языка). Владея английским, вы не будете испытывать трудностей с просмотром новых фильмов и поиском нужной информации, сможете читать художественную и научную литературу на языке оригинала, знакомиться с новостями от самых авторитетных источников.
Конечно, и без всего этого можно прожить — особенно если никогда не собираешься выбираться из своего села или города. Другое дело, если в ваших планах переезд за рубеж или вы уже сейчас приискиваете чаду английскую школу на будущее. Тогда начинать самое время, и кабы вы ещё не припозднились!
Дальше поговорим о том, с какими трудностями придётся столкнуться при раннем изучении английского.
Почему раньше начинать — полезно и правильно?
По данным современных авторитетных исследований, ребенок начинает осознанно воспринимать человеческую речь и запоминать её ещё до года, в восьмимесячном возрасте. Проще всего, если он находится в среде, где используются сразу два или три языка: тогда он автоматически освоит их все, без особых трудностей.
Именно поэтому отдать ребенка на курсы или приставить к нему англоговорящую няню — это стоящая идея.
В этом возрасте человеческий мозг в наибольшей степени восприимчив к новым речевым конструкциям. Известно, что обучение языку включает четыре последовательно сменяющих друг друга этапа: это молчание, восприятие, говорение и, наконец, чтение и письмо (это один этап, не два). На первом ребенок только слушает речь, не понимая её, но зато осваивая фонетическое и лексическое устройство, интонацию и ритмику, непроизвольно запоминает простые слова и предложения. Затем приходит понимание смысла произносимого; даже если нюансы еще непонятны, ребенок в целом уже понимает главное — кто и что сказал или сделал. После этого дети учатся самостоятельно формулировать простые мысли в предложения, и лишь затем наступает очередь чтения и письма.
В российских школах иностранный язык преподают со второго класса, поэтому первые уроки обладают невысокой эффективностью. А вот если к моменту записи в первый класс малыш уже начал помаленьку «грызть» английский, он без труда адаптируется к программе обучения и зерна упадут на уже подготовленную почву! Если учиться предстоит в частной школе — еще лучше, обучение будет более эффективным.
У маленьких детей нет нужды в дополнительной специальной мотивации. Когда во втором классе школьник сталкивается с английским, он уже начинает перебирать: то я хочу, то я не хочу, это я буду, это не буду... При этом критическое восприятие реальности ещё не сформировано, как и представления о будущем — перспективы поступления в университет и поиска высокооплачиваемой работы кажутся туманными и зыбкими, и упрекать тут не за что.
С маленьким ребенком всё проще: мотивировать и заставлять не нужно, мы просто начинаем учиться и язык постепенно становится неотъемлемой частью жизни — такой же, как купание и прогулки.
Наконец, поступление в школы не будет таким уж стрессом, если ребенок отправится туда с базовыми знаниями иностранного языка.
Когда ранние занятия английским — не лучшая идея?
Начинать раньше не всегда хорошо и правильно — в некоторых случаях от этого будет больше вреда, чем пользы.
- Например, не стоит заниматься английским до школы, если у ребенка и с освоением русской речи серьезные проблемы. Считается, что ребенок усваивает звуки в определенном порядке, начиная с «А», «У» и «О» и согласных «П» и «Б» и «М» в возрасте до 2 лет и вплоть до твердых и мягких «Р» и «Л» в последний год перед школой. Если в вашем случае у ребенка есть определенные сложности в развитии речи, это повод задуматься о походе к логопеду для проведения комплексной диагностики. Специалист не только поможет преодолеть имеющиеся проблемы, но и подскажет, когда и в каком количестве можно подключать еще и английский.
- Также не следует замахиваться на иностранный язык до первого класса в случае, если у ребенка трудности с фиксацией информации. Бывает так, что слова не держатся в памяти дольше 2-3 минут, и это также повод отправиться на приём к профессионалу, только к другому — нейропсихологу. Нейропсихология позволяет при помощи функционального тестирования выяснить, с какими трудностями сталкивается ребенок в своем психоэмоциональном развитии, а также проводит корректирующие занятия. В 90% случаев «дырявая память» или трудности с концентрацией устранимы, но заниматься иностранным языком, прежде чем вы решите эти проблемы, нет смысла — уроки превратятся в медленную и бессмысленную пытку.
- Танцы, драмкружок, кружок по фото, а еще и петь охота… Если расписание настолько плотное, что в неделю у ребенка не выходит ни одного свободного от допзанятий и факультативов дня, это повод задуматься — но не об английском, а о том, чтобы отказаться от чего-то, чем вы уже занимаетесь. Дошкольнику критически важно иметь время, свободное от полезных и производительных занятий, где можно просто побегать, попрыгать, поваляться на диване, построить замок из подушек или погрызть что-то за просмотром любимого мультфильма. Если не дать ему такую возможность, он надорвется и в принципе утратит мотивацию куда-то ходить и чему-то учиться.