В западном мире широкое распространение получила практика gap year – перерыва сроком на год, который позволяет только что окончившим школу детям разобраться в себе и понять, чего они хотят от жизни, чем собираются заниматься и куда идти учиться.
В России это было в большей мере распространено для девушек; юноши были вынуждены поступать сразу из опасения принудительного призыва в ряды вооружённых сил сроком на два года. Теперь же, когда срок военной службы составляет лишь один год, этот вопрос и проблема стали менее актуальными.

После годового перерыва в учёбе значительное количество в принципе не идёт в высшие учебные заведения. Зачем идти на пять или большее количество лет за дипломами бакалавра, а затем ещё и магистра? При том что практической пользы от бумажки нет, и единственное, для чего диплом может оказаться полезным, это занятия нелюбимой работой. Развитие технологических возможностей делает несколько лет, проведённых в высшем учебном заведении, попросту бессмысленным, ведь зарабатывать деньги можно и без высшего образования. Идеалы и кумиры подростков, без труда развивающие собственные блоги, каналы и аккаунты в социальных сетях с высокой степенью коммерциализации также двигают желания и устремления в этом направлении.
На фоне роста заинтересованности в творческих специальностях, фрилансе и работе в IT-секторе подростки, обладающие необходимыми компетенциями, отправляются работать.
Культурный код: особенности и дефекты
У нас есть стереотипное мнение, что высшее образование для большинства – обязательная опция, вроде крестика на шее или трусиков на пляже. Отсюда у нас значительное количество людей работают курьерами, водителями и специалистами в сфере общественного питания, имея в кармане диплом юридического, экономического или психологического института.
В развитых европейских странах доля высшеобразованных не столь велика, причём отношение к вопросу куда проще. Это ведь не для всех. Само собой разумеется, что для избравших медицинскую, юридическую, фармакологическую стезю это необходимое и непременное условие, но существует целый ряд специальностей, где такой необходимости нет, а все необходимые компетенции можно освоить либо самостоятельно, либо при помощи кратких онлайн- или офлайн-курсов.
Ещё одна причина связана со скоростью глобалистских процессов: огромное количество специальностей перебазируется во всемирную паутину или даже с нуля зарождается именно там, что негативно сказывается на актуальности классического вузовского образования.
Вдобавок поступить действительно непросто, с каждым годом запросы и требования растут, а санкции за плагиат и некорректные заимствования выходят за рамки академической среды. Поэтому неудивительно, что значительное количество школьников не особо заинтересованы в том, чтобы пять лет зубрить устаревающие на глазах вещи, тратить силы на развитие неактуальных компетенций и получать бесполезные сведения, забивая ими голову.
Единственное, для чего по-прежнему нужен диплом «хорошего университета» — это связи, знакомства и возможность впоследствии воспользоваться теми ресурсами, которые предоставляет учёба у солидного и обросшего связи мастодонта соответствующей отрасли знаний. Такие люди способны посодействовать в трудоустройстве или организовать прекрасную стажировку, посоветовать, подсобить – словом, серьёзно облегчить жизнь выпускника.