Рекомендательное письмо – важный документ для поступления на магистерские и некоторые бакалаврские программы в иностранных вузах. Теоретически письма составляются непосредственно рекомендующими людьми, но на практике такое происходит редко – абитуриент пишет письмо от имени другого человека: преподавателя, научного руководителя, работодателя.
Выбор автора
Важный этап работы с рекомендательным письмом: определитесь, кто будет автором – в идеале это человек, относящийся к выбираемой специальности. Но если вы проработали на иной должности, работодатель может написать о личностных качествах: пунктуальности, обязательности, внимательности.
Выбрав автора, обсудите детали, узнайте, какое письмо он готов подписать. Иногда автор отказывается подписать письмо за «спасибо» – предложите помощь в проекте, научной работе. Если автор подписал письмо, не прочитав, поставьте его в известность о содержании документа.
Правила составления письма
- Если требуется 2-4 рекомендательных письма, не пишите их по одному шаблону – это вызовет подозрения в авторстве и снизит шансы на поступление
- Не противоречьте документам: если в транскрипте диплома по данной специальности у вас отметка «хорошо» или ниже, не пишите, что вы лучший студент курса
- Напишите о совместных с автором проектах, дипломной работе – упомяните, что связывает вас с выбранной специальностью и может рассказать о вас как о специалисте
- При составлении письма от работодателя укажите успешно проведенные мероприятия, сделки и события, характеризующие вас с положительных сторон
- Важно, чтобы рекомендательное письмо по стилю отличалось от мотивационного письма, написанного от вашего имени
- Если автор отказывается подписывать письмо, составленное на иностранном языке – составьте документ на русском и попросите подписать, после чего переведите документ на иностранной кафедре с заверением печати кафедры.
Структура документа
Рекомендательное письмо должно занимать печатную страницу, если вуз требует написать документ от руки – составьте письмо и попросите автора переписать текст. По структуре документ должен быть следующим:
- Короткий абзац, знакомящий с абитуриентом
- Описание сильных сторон
- Объяснение недостатков, имеющихся в транскрипте диплома или аттестате
- Краткое заключение с подведением итогов.
В графе «обратный адрес» укажите контактные данные автора и предупредите его, что могут написать или позвонить из вуза для уточнения деталей документа.