2025-07-15 15:02:22

Рейтинги вузов: вчерашний день или всё ещё актуальный способ выбора?

Есть вещи, которые кто-то однажды придумал, а остальные к ним привыкли и стали воспринимать как само собой разумеющееся. Так произошло и с рейтингами вузов, которые на заре своего существования вызывали вопросы и сомнения, а теперь доверие к их качеству и правдивости почти безгранично. Родители и абитуриенты активно изучают мировые и локальные рейтинги, чтобы выбрать лучший для поступления, доверяют им и иногда даже не рассматривают альтернативные способы отбора образовательного центра.

Но действительно ли рейтингам всё ещё можно доверять на все 100%? Или их инструменты для оценки и сравнительного анализа уже устарели? Рассуждаем об актуальности мировых и локальных рейтингов, чтобы вам было проще делать столь важный выбор в будущем.

Основная дилемма в вопросе доверия рейтингам

Сравнительные анализы и оценочное ранжирование хорошо работает с теми вещами, которые можно сравнить напрямую, которые сопоставимы по своим характеристикам. Например, если вам нужно выбрать новый ноутбук или холодильник, то вы можете почитать сравнительные таблицы между разными моделями в сети, и там не будет двойных стандартов и субъективных параметров — всё чётко и ясно: объём аккумулятора, мощность работы, объём памяти или размер камер хранения, высота, цвет.

В случае с университетами сравнительный анализ происходит гораздо сложнее: к общим цифрам примешивают субъективные выводы, а статистика успешных выпускников зависит от общего количества учащихся в конкретном заведении. Это может легко вывести в лидеры небольшой вуз и отправить в конец списка крупный.

Но обыватели не всегда задумываются о том, насколько подобные рейтинги отражают реальное положение вещей и качество обучения в том или ином вузе. Некоторые университеты начинают ставить под сомнение адекватность подобных оценочных систем, преподаватели и остальные сотрудники начинают относиться к ним подозрительно. Но и сегодня рейтинги остаются одним из наиболее влиятельных инструментов выбора вуза.

Как рейтинги завоевали доверие абитуриентов по всему миру

Коротко можно объяснить этот феномен так: человеческий мозг любит числа, потому что ими проще измерять качество аналогичных вариантов. Поэтому нас так цепляют заголовки «Топ-10 лучших вузов мира»! Мы доверяем цифрам и статистике, особенно если один и тот же вуз дважды или более раз окажется в подобном списке. Но мы не всегда думаем глубже: «А за какие заслуги этот вуз попал в список? А отражает ли этот рейтинг настоящий уровень качества образования в вузе?».

Ярче всего человеческая неоспоримая любовь к числам и статистике проявляется в отношении тех рейтингов, которые существуют в обществе не один год. Люди безоговорочно соглашаются с «экспертами» и «мировыми оценщиками», не пытаются подключить критическое мышление и самостоятельно найти лучшее место для получения той или иной специальности. Гораздо проще взять подготовленный кем-то другим вариант оценки, кем-то более «опытным» и «авторитетным».

Некоторые специалисты из образовательной сферы называют такой подход к выбору вуза последствием капиталистически-центричного мышления. Образование в обществе из-за этого воспринимается как очередной товар, который можно выбрать по примеру ноутбука или холодильника через сравнительный анализ.

Как к рейтингам относятся сотрудники вузов?

Увы, кроме влияния на абитуриентов, рейтинги негативно сказываются и на сотрудниках вузов. Некоторые из них настолько зависят от конкретной строчки в списке, что готовы все ресурсы направить на повышение или удержание своей позиции в рейтинге, а из-за этого могут страдать реальные процессы внутри вуза:

  • сотрудники раздражаются из-за состояния вечной гонки между университетами,
  • при составлении учебных программ акцент делают на актуальных для составителей рейтингов специальностях, а не на реальном запросе рынка,
  • львиная доля финансирования идёт на украшение кампуса, а не на повышение квалификации педагогов, например.

Это лишь несколько вариантов, какие негативные последствия для самих вузов имеет чрезмерное увлечение рейтингами. Чаще всего в реальной жизни вузы, которые стоят, например, на позициях №5 и №15, не слишком-то и отличаются друг от друга по большинству параметров.

Нельзя исключать из рассуждений и тот факт, что некоторые вузы специально подбирают лучшие направления и успешных студентов для участия в оценочных опросах, которые проводят составители рейтингов. При этом в действительности это количество программ и людей может оказаться меньшим процентом от основных масс, зато позиция в рейтинге будет высокая, а абитуриенты будут априори считать этот вуз лучшим из лучших, прямо по всем-всем параметрам.

Есть ли у рейтингов положительные стороны?

Было бы несправедливо утверждать, что рейтинги вузов — зло в чистом виде. Всё же есть от них и польза: например, попадание в списки впервые даже на последние позиции помогает миру узнать о новом вузе, а в некоторых случаях попадание в рейтинг даже на сотое место из ста — уже победа, потому что вуз таким образом был выбран из тысяч других.

Какое будущее у рейтингов?

Абитуриенты за 2024 год тоже стали терять доверие к ранжированию вузов. Например, британский соцопрос от Kaplan и Manhattan Prep показал, что 55% абитуриентов 2024 года единодушны: рейтинги за прошлые годы утратили часть собственного престижа. Если составители рейтингов не обновят ключевые параметры для оценки и не модернизируют сами системы оценивания, то уровень их влияния в обществе, скорее всего, будет снижаться с каждым годом. В качестве улучшения систем рейтинги могут рассмотреть такие идеи:

  • ранжировать учреждения не общим списком, а разделять их на подгруппы по схожим исходным данным,
  • отказаться от общих списков в пользу более локальных, например, оценивать вузы по конкретным специальностям (вот этот подход замечательно себя показывает на практике),
  • отойти от оценки легкодоступных параметров в пользу более глубоких значений.

Некоторые мировые рейтинги уже используют эти идеи как основу для собственных оценочных систем, но это лишь начало перемен, которое может либо перерасти в новую эру доверия к рейтингам, либо стать концом их многолетнего успеха.

Как считаете вы: рейтинги отражают реальную картину качества обучения в вузах?

Поделиться
Оставить отзыв
Все статьи
Ваш комментарий/отзыв/вопрос
Здесь пока нет ни одного комментария
Ваш комментарий / отзыв
Если у вас есть вопрос напишите его мы постараемся ответить
* - Обязательное поле

Отзывы наших студентов Смотреть другие видеоотзывы наших студентов

play
YouTube video playerD3EYRnozxps
play
YouTube video playeranZ4q63C4v0
play
YouTube video player8sNebkElChw
play
YouTube video player8LKj9MBnV7c
Напишите нам, мы онлайн!
Наши Telegram каналы

Заказать звонок

Оставляя заявку, вы принимаете условия Политики конфиденциальности