Есть вещи, которые кто-то однажды придумал, а остальные к ним привыкли и стали воспринимать как само собой разумеющееся. Так произошло и с рейтингами вузов, которые на заре своего существования вызывали вопросы и сомнения, а теперь доверие к их качеству и правдивости почти безгранично. Родители и абитуриенты активно изучают мировые и локальные рейтинги, чтобы выбрать лучший для поступления, доверяют им и иногда даже не рассматривают альтернативные способы отбора образовательного центра.
Но действительно ли рейтингам всё ещё можно доверять на все 100%? Или их инструменты для оценки и сравнительного анализа уже устарели? Рассуждаем об актуальности мировых и локальных рейтингов, чтобы вам было проще делать столь важный выбор в будущем.
Основная дилемма в вопросе доверия рейтингам
Сравнительные анализы и оценочное ранжирование хорошо работает с теми вещами, которые можно сравнить напрямую, которые сопоставимы по своим характеристикам. Например, если вам нужно выбрать новый ноутбук или холодильник, то вы можете почитать сравнительные таблицы между разными моделями в сети, и там не будет двойных стандартов и субъективных параметров — всё чётко и ясно: объём аккумулятора, мощность работы, объём памяти или размер камер хранения, высота, цвет.
В случае с университетами сравнительный анализ происходит гораздо сложнее: к общим цифрам примешивают субъективные выводы, а статистика успешных выпускников зависит от общего количества учащихся в конкретном заведении. Это может легко вывести в лидеры небольшой вуз и отправить в конец списка крупный.
Но обыватели не всегда задумываются о том, насколько подобные рейтинги отражают реальное положение вещей и качество обучения в том или ином вузе. Некоторые университеты начинают ставить под сомнение адекватность подобных оценочных систем, преподаватели и остальные сотрудники начинают относиться к ним подозрительно. Но и сегодня рейтинги остаются одним из наиболее влиятельных инструментов выбора вуза.
Как рейтинги завоевали доверие абитуриентов по всему миру
Коротко можно объяснить этот феномен так: человеческий мозг любит числа, потому что ими проще измерять качество аналогичных вариантов. Поэтому нас так цепляют заголовки «Топ-10 лучших вузов мира»! Мы доверяем цифрам и статистике, особенно если один и тот же вуз дважды или более раз окажется в подобном списке. Но мы не всегда думаем глубже: «А за какие заслуги этот вуз попал в список? А отражает ли этот рейтинг настоящий уровень качества образования в вузе?».
Ярче всего человеческая неоспоримая любовь к числам и статистике проявляется в отношении тех рейтингов, которые существуют в обществе не один год. Люди безоговорочно соглашаются с «экспертами» и «мировыми оценщиками», не пытаются подключить критическое мышление и самостоятельно найти лучшее место для получения той или иной специальности. Гораздо проще взять подготовленный кем-то другим вариант оценки, кем-то более «опытным» и «авторитетным».
Некоторые специалисты из образовательной сферы называют такой подход к выбору вуза последствием капиталистически-центричного мышления. Образование в обществе из-за этого воспринимается как очередной товар, который можно выбрать по примеру ноутбука или холодильника через сравнительный анализ.
Как к рейтингам относятся сотрудники вузов?
Увы, кроме влияния на абитуриентов, рейтинги негативно сказываются и на сотрудниках вузов. Некоторые из них настолько зависят от конкретной строчки в списке, что готовы все ресурсы направить на повышение или удержание своей позиции в рейтинге, а из-за этого могут страдать реальные процессы внутри вуза:
- сотрудники раздражаются из-за состояния вечной гонки между университетами,
- при составлении учебных программ акцент делают на актуальных для составителей рейтингов специальностях, а не на реальном запросе рынка,
- львиная доля финансирования идёт на украшение кампуса, а не на повышение квалификации педагогов, например.
Это лишь несколько вариантов, какие негативные последствия для самих вузов имеет чрезмерное увлечение рейтингами. Чаще всего в реальной жизни вузы, которые стоят, например, на позициях №5 и №15, не слишком-то и отличаются друг от друга по большинству параметров.
Нельзя исключать из рассуждений и тот факт, что некоторые вузы специально подбирают лучшие направления и успешных студентов для участия в оценочных опросах, которые проводят составители рейтингов. При этом в действительности это количество программ и людей может оказаться меньшим процентом от основных масс, зато позиция в рейтинге будет высокая, а абитуриенты будут априори считать этот вуз лучшим из лучших, прямо по всем-всем параметрам.
Есть ли у рейтингов положительные стороны?
Было бы несправедливо утверждать, что рейтинги вузов — зло в чистом виде. Всё же есть от них и польза: например, попадание в списки впервые даже на последние позиции помогает миру узнать о новом вузе, а в некоторых случаях попадание в рейтинг даже на сотое место из ста — уже победа, потому что вуз таким образом был выбран из тысяч других.
Какое будущее у рейтингов?
Абитуриенты за 2024 год тоже стали терять доверие к ранжированию вузов. Например, британский соцопрос от Kaplan и Manhattan Prep показал, что 55% абитуриентов 2024 года единодушны: рейтинги за прошлые годы утратили часть собственного престижа. Если составители рейтингов не обновят ключевые параметры для оценки и не модернизируют сами системы оценивания, то уровень их влияния в обществе, скорее всего, будет снижаться с каждым годом. В качестве улучшения систем рейтинги могут рассмотреть такие идеи:
- ранжировать учреждения не общим списком, а разделять их на подгруппы по схожим исходным данным,
- отказаться от общих списков в пользу более локальных, например, оценивать вузы по конкретным специальностям (вот этот подход замечательно себя показывает на практике),
- отойти от оценки легкодоступных параметров в пользу более глубоких значений.
Некоторые мировые рейтинги уже используют эти идеи как основу для собственных оценочных систем, но это лишь начало перемен, которое может либо перерасти в новую эру доверия к рейтингам, либо стать концом их многолетнего успеха.
Как считаете вы: рейтинги отражают реальную картину качества обучения в вузах?