Стоит ли с пеленок учить ребенка читать, считать и разбираться в английском? Одни родители уверены, что раннее развитие — это залог успешного будущего, а другие считают, что это просто модный тренд, придуманный детскими центрами. Третьи вообще не видят смысла торопить события. Так что же правда? Разберемся без паники и крайностей.
В чем заключается раннее развитие?
Как ни странно, четкого определения у этого понятия нет. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) относит к раннему детству период до 8 лет, но в России под «ранним развитием» чаще всего понимают возраст от года до трех. В это время ребенок действительно активно учится новому, но проблема в том, что «развитие» нередко подменяют «обучением». Вместо того, чтобы исследовать мир, малыш сидит на занятиях и повторяет буквы, цифры, иностранные слова… В крупных городах стало нормой записывать ребенка в десяток кружков чуть ли не с рождения! Но нужно ли это ему или это больше про родительское спокойствие?
А что думают сами родители?
Есть те, кто считает, что чем раньше ребенок начнет учиться, тем лучше — они водят малышей на курсы, изучают методики, покупают карточки и развивающие игры. В этом есть смысл: занятия помогают развить мелкую моторику, учат общению со сверстниками, дают новые впечатления. А еще это спасение для родителей — можно отвлечься, познакомиться с другими мамами и обсудить детские темы!
Другие родители идут по пути естественного развития. Они не торопятся записывать ребенка на курсы английского в два года, а вместо этого превращают бытовые дела в игру: например, во время готовки ребенок изучает цифры на весах, а в магазине — цвета на упаковках. Такой подход позволяет малышу учиться естественно, в своем ритме.
Но есть и те, кто вообще считает раннее развитие бесполезным, они уверены, что многие методики просто перенесли из других областей и сделали массовым продуктом. Например, карточки Домана изначально предназначались для детей с особенностями развития, а методика Зайцева создавалась для иностранцев, изучающих русский язык. Подходит ли это обычным малышам? Большой вопрос.
Что об этом думают психологи?
Специалисты относятся к раннему обучению с осторожностью. Главное, о чем они предупреждают, — перегрузка: если ребенка заваливать занятиями с пеленок, он может просто устать от учебы еще до школы.
Более того, если с ранних лет фокусироваться только на знаниях, можно упустить важные вещи — например, эмоции и навыки общения. Дети, которых слишком рано начинают учить читать и считать, нередко сталкиваются с тревожностью, агрессией или замкнутостью.
Психологи советуют не торопить события. Ребенок все равно всему научится, но лучше, если это будет происходить естественным образом. Пусть изучает буквы на вывесках во время прогулки, считает яблоки на тарелке или помогает маме сортировать белье по цветам. Чем меньше давления, тем больше интереса.
Почему родители так стремятся вырастить вундеркинда?
Кажется логичным: чем раньше начнешь, тем быстрее придешь к успеху. Но исследования показывают, что это не совсем так: например, ребенок, который начал читать в четыре года, к восьми годам будет читать примерно на том же уровне, что и сверстник, который освоил буквы в шесть.
Но если раннее обучение не дает явных преимуществ, почему так много родителей на него тратятся?
- потому что многие взрослые хотят реализовать через ребенка свои несбывшиеся мечты. Особенно это касается мам, которые в свое время чего-то не успели или не добились: они стараются дать малышу максимум, надеясь, что это поможет ему стать успешным (и заодно компенсирует их собственные нереализованные амбиции),
- система образования сама подталкивает к гонке. Чтобы попасть в хорошую школу, ребенку нужно пройти тестирование. Родители боятся, что их малыш «не потянет», и начинают готовить его заранее.
А может, не торопиться?
Раннее развитие — не жизненная необходимость, а просто один из вариантов. Главное для ребенка — не скорость освоения букв и цифр, а любовь, поддержка и теплая атмосфера в семье.
Малыши учатся не через карточки и курсы, а через эмоции, игру, движение. Если ребенок сам тянется к книгам и хочет считать в уме — отлично! Но если он пока предпочитает лепить куличики в песочнице, значит, его время еще не пришло, и это тоже нормально.