В российских вузах уже не первый год говорят о необходимости получать обратную связь от студентов по работе преподавателей, но на деле система почти нигде не работает так, как хотелось бы: оценки собирают редко, анализируют не слишком тщательно, а результаты мало используют для реальных изменений. Сейчас эту ситуацию попробовали сдвинуть с места в Новгородском государственном университете имени Ярослава Мудрого: здесь разработали систему на основе нейросетевой модели с открытым кодом, которая будет помогать отслеживать качество преподавания. По словам авторов проекта, идея в том, чтобы выявлять проблемные моменты в работе преподавателей и, заодно, сделать образовательный процесс прозрачнее и удобнее для студентов. Пока это прототип, но задумка уже вызывает интерес.
Как это должно работать
Разработчики решили, что система должна собирать мнение студентов в два этапа.
- Сначала — стандартный анонимный опрос, где учащиеся оценивают преподавателей и дисциплины. В ряде вузов подобные опросы уже существуют, но здесь их решили связать с работой нейросети.
- На основе ответов система определит, какие преподаватели набрали меньше всего баллов. И вот тут начинается второй этап. Тем студентам, которые поставили низкие оценки, нейросеть задаст уточняющие вопросы, чтобы понять, что именно не устраивает в подаче материала: например, будут спрашивать, насколько логично преподаватель выстраивает лекцию или легко ли выделяются основные мысли в объяснении темы.
Пока в проекте речь идёт только о лекционной части работы преподавателя, что касается того, какие задания даются студентам, как организуются семинары или насколько преподаватель вовлекает студентов в процесс, такие моменты система пока не учитывает. Но уже сейчас понятно, что это попытка хоть как-то упорядочить сбор обратной связи и сделать её полезной для самих университетов!
Что есть на данный момент
На сегодняшний день готов только прототип с веб-интерфейсом для студентов и администраторов. Разработчики получили на проект 500 тысяч рублей — эти деньги направят на закупку оборудования и доработку системы. По плану, финальную версию собираются показать к концу 2025 года.
На уровне страны ситуация с оценками качества преподавания далека от идеальной. По данным исследования ИТМО, только 12% российских вузов действительно систематически собирают мнения студентов, при этом чаще всего используют устаревшие или малоэффективные методы, которые в итоге никак не влияют на работу преподавателей и образовательную политику.
Будет ли это работать?
Конечно, возникает резонный вопрос: а захотят ли студенты всерьёз участвовать в таких опросах? Практика показывает, что с этим могут возникнуть сложности. Например, в Тюменском государственном университете уже проводили похожие эксперименты с нейросетями, и студенты неохотно взаимодействовали с системой: даже когда у них появлялась возможность задать ИИ вопрос по теме, многие просто не знали, что спросить, или не видели в этом смысла. Так что пока неясно, насколько честно студенты будут давать обратную связь. Есть риск, что часть опросов пройдёт формально — только чтобы не висело напоминание в личном кабинете. Всё это покажут тестовые запуски системы, когда она будет готова к полноценной работе.
Что в итоге
Разработка НовГУ — попытка наладить более объективную и удобную систему оценки преподавания. Даже если она на старте не решит все проблемы, хотя бы автоматизировать процесс сбора и анализа данных уже будет полезным шагом. А дальше многое будет зависеть от того, насколько сами студенты включатся в этот процесс и захотят использовать такой инструмент по делу, а не для формальности.