2025-07-15 18:03:54

Правда ли, что плохая экология снижает успеваемость детей в школе?

Правда ли, что плохая экология снижает успеваемость детей в школе?

В журнале Economics Letters недавно появились выводы обширного исследования, проведенного специалистами из Финляндии: они обнаружили взаимосвязь между концентрацией загрязняющих веществ в атмосфере и успехами школьников в выполнении математических упражнений. Как эти два фактора связаны друг с другом?

Что это было за исследование

В рамках исследования ученые проанализировали данные о концентрации в воздухе частиц PM2.5, собранные на 61 метеостанции по всей Финляндии. Эти частицы размером менее 2,5 мкм, в несколько раз меньше диаметра человеческого волоса, могут содержать как твердые, так и жидкие загрязнители, включая микробы. Из-за своих размеров они способны проникать в дыхательные пути человека, накапливаясь в легких.

Предыдущие исследования уже выявили связь между повышенным уровнем PM2.5 и снижением учебных достижений у школьников в различных странах: чтобы проверить эту тенденцию на данных из Финляндии, исследователи изучили результаты экзаменов для получения аттестата зрелости за период с 2006 по 2016 год. Ученые включили в свою работу около 380 тысяч экзаменов по различным предметам, сданных более чем 170 тысячами учеников из 250 школ по всей стране: дети сдавали экзамены по разным дисциплинам, включая родной язык, физику и математику на базовом и продвинутом уровнях.

Что показал анализ?

Анализируя дни проведения экзаменов и сравнивая их с данными о загрязнении воздуха от ближайших метеостанций, исследователи в первую очередь установили, что девочки в среднем показывали лучшие результаты по сравнению с мальчиками по всем предметам, за исключением продвинутой математики. Поэтому для точности анализа ученые разделили данные по половому признаку.

После проведения регрессионного анализа (анализа статистических связей между уровнем загрязнения воздуха и успеваемостью) выяснилось, что общие средние результаты экзаменов учащихся не показали значимой связи с концентрацией частиц PM2.5 — это наблюдение было актуально как для письменных, так и для устных экзаменов. Но когда речь зашла о математических тестах, результаты финских исследователей показали нечто неожиданное: выявилась явная и сильная связь между повышенным уровнем загрязнения воздуха вблизи школ в период экзаменов и снижением оценок учеников! Интересно, что даже незначительное увеличение концентрации частиц PM2.5, выраженное в микрограммах на кубометр, приводило к ухудшению результатов математических экзаменов.

В рамках данного исследования ученые анализировали исключительно данные выпускных экзаменов, не принимая во внимание другие потенциальные факторы, которые могут влиять на успеваемость учащихся: предыдущие достижения студентов, особенности учебного заведения или социально-экономические условия проживания. В предшествующих исследованиях ученые уже доказывали, что успехи в освоении математики могут быть связаны с уровнем экономического неравенства, однако результаты, полученные в Финляндии, находят подтверждение в данных из других стран — Израиля, Китая и Бразилии — подчеркивая глобальность обнаруженной закономерности.

Поделиться
Оставить отзыв
Все статьи
Ваш комментарий/отзыв/вопрос
Здесь пока нет ни одного комментария
Ваш комментарий / отзыв
Если у вас есть вопрос напишите его мы постараемся ответить
* - Обязательное поле

Отзывы наших студентов Смотреть другие видеоотзывы наших студентов

play
YouTube video playerD3EYRnozxps
play
YouTube video playeranZ4q63C4v0
play
YouTube video player8sNebkElChw
play
YouTube video player8LKj9MBnV7c
Напишите нам, мы онлайн!
Наши Telegram каналы

Заказать звонок

Оставляя заявку, вы принимаете условия Политики конфиденциальности