2025-07-15 15:02:17

Подводные камни онлайн-образования

Сектор онлайн-образования после пандемии в 2020 году не просто вырос, а кратно увеличился в своих объёмах и количествах предложений. Освоить новую профессию, буквально сидя на домашнем диване, — не мечта, а реальность в 2025 году! Но так ли идеально онлайн-обучение, каким кажется на первый взгляд? Собрали топ-5 ситуаций, которые показывают обратную сторону медали.

Онлайн-обучение вызывает желание продлить статус ученика, а не реально освоить навыки

Знаете истории про вечных студентов, которые уходят в академ, переводятся со специальности на специальность и т.д., чтобы продлить свои статусы учащихся настолько, насколько это возможно? Такие люди есть и среди учеников онлайн-курсов. Желание долго оставаться в статусе учащегося часто скрывает за собой страх перед новым социальным статусом или перед ответственностью в роли работающего специалиста. Конечно, кто захочет идти на работу к ворчливому начальнику, который будет давать задания и правки какие-то, когда тут есть поддерживающие тьюторы и педагоги, которые говорят, какой ты молодец, что сдал вовремя задание! А даже если пропустишь дедлайн, то ничего страшного, максимум — поставят низший балл в зачётку. А вот на работе за такое могут и премии лишить, и вообще уволить.

Изобилие онлайн-форматов дополнительно подпитывает нежелание учеников выходить за рамки курсов. Ведь как только заканчивается одна программа, можно тут же найти следующую и убедить всех вокруг, что только после неё можно будет назвать себя полноценным специалистом. Но окружающие, да и сам ученик, к какому-то моменту уже понимают, что это лишь отговорки.

Онлайн-обучение предоставляет чрезмерную свободу выбора в выстраивании графика занятий

С одной стороны, свобода действий — это хорошо, а с другой — это ответственность, к которой готовы не все. Офлайн-обучение задаёт рамки расписания, которому должны следовать все ученики, если хотят получить результат и итоговый диплом, а онлайн-курсы зачастую размывают временные границы, давая ученикам возможность самостоятельно выбирать удобные промежутки и выстраивать персональное расписание. Из-за чрезмерной свободы выбора и действий ученики онлайн-курсов нередко начинают пользоваться ими и превращать учёбу в фоновое занятие: включают аудиолекции, пока убираются по дому, или решают тесты / пишут конспекты, пока смотрят новую серию сериала. В общем, учёба становится не самоцелью, а дополнением к фоновому шуму. Знания, полученные в таком контексте, вряд ли перейдут в долгосрочную память и не усвоятся в принципе.

Самодисциплинировать себя при отсутствии стороннего контроля и чётких дедлайнов могут далеко не все, поэтому иной раз курс проходят для галочки, «на коленке», а вот эффективность и смысловая составляющая такого обучения близка к нулю.

Онлайн-обучение не способствует развитию навыка коммуникации с живыми людьми

Многих привлекает онлайн-образование из-за возможности минимально контактировать с другими людьми. Поколение юных интровертов старается делать всё через текстовые переписки, аудиосообщения, скрины и т.д., но не через офлайн-встречи, однако из-за такого подхода они упускают преимущества, которые даёт живая коммуникация. Часто именно при встрече у людей появляется возможно открыто обсудить важные вопросы, не боясь, например, что собеседник перешлёт личные сообщения в другой чат. При встрече мы видим эмоции друг друга и развиваем свои когнитивные способности и функции, учимся считывать настроение собеседника, его эмоции и прочее.

Общение в реальном формате создаёт более персонализированные комьюнити, чем в сети. Когда люди видят и физически ощущают друг друга, мозг фиксирует их как более значимых персон, ощущается большая ответственность друг перед другом, чем в ситуации, когда человек находится где-то далеко, по ту сторону экрана. 

Онлайн-обучение не способствует мотивации ученика

Частично мы говорили об этом в одном из пунктов выше, но здесь конкретизируем: недостаток мотивации может выражаться и в отсутствии понимания, зачем вообще человек идёт на онлайн-курс. Тех, кто идёт учиться просто ради учёбы или развлечения на время курса, значительно больше, чем тех, кто преследует конкретную профессиональную цель. Отчасти это связанно с доступностью онлайн-программ. Например, чтобы поступить в вуз или колледж, нужно сдать экзамены, подать документы, удержать позицию в конкурсе… А попасть на онлайн-курс можно после клика на одну кнопку. Поэтому иной раз для поступления на онлайн-программу не обязательно иметь чёткую стратегию или план, а вместе с ними и мотивацию на эффективную учёбу.

Онлайн-обучение излишне завышает ожидания учеников

Наверняка вы видели объявления-приглашения на курс, где организаторы обещают своим ученикам золотые горы после завершения обучения! Такой рекламы вокруг больше, чем хотелось бы, и это создаёт проблему: у учеников появляются заведомо ложные и завышенные ожидания от онлайн-курса. Как итог, многие разочаровываются и в онлайн-образовании, и в рынке труда, и вообще чуть ли не в человечестве в целом. Из-за этого снижаются мотивация, интерес и желание пробовать что-то новое. Жаль, что маркетологи онлайн-курсов всё ещё не учитывают эти факторы.

Поделиться
Оставить отзыв
Все статьи
Ваш комментарий/отзыв/вопрос
Здесь пока нет ни одного комментария
Ваш комментарий / отзыв
Если у вас есть вопрос напишите его мы постараемся ответить
* - Обязательное поле

Отзывы наших студентов Смотреть другие видеоотзывы наших студентов

play
YouTube video playerD3EYRnozxps
play
YouTube video playeranZ4q63C4v0
play
YouTube video player8sNebkElChw
play
YouTube video player8LKj9MBnV7c
Напишите нам, мы онлайн!
Наши Telegram каналы

Заказать звонок

Оставляя заявку, вы принимаете условия Политики конфиденциальности