Сектор онлайн-образования после пандемии в 2020 году не просто вырос, а кратно увеличился в своих объёмах и количествах предложений. Освоить новую профессию, буквально сидя на домашнем диване, — не мечта, а реальность в 2025 году! Но так ли идеально онлайн-обучение, каким кажется на первый взгляд? Собрали топ-5 ситуаций, которые показывают обратную сторону медали.
Онлайн-обучение вызывает желание продлить статус ученика, а не реально освоить навыки
Знаете истории про вечных студентов, которые уходят в академ, переводятся со специальности на специальность и т.д., чтобы продлить свои статусы учащихся настолько, насколько это возможно? Такие люди есть и среди учеников онлайн-курсов. Желание долго оставаться в статусе учащегося часто скрывает за собой страх перед новым социальным статусом или перед ответственностью в роли работающего специалиста. Конечно, кто захочет идти на работу к ворчливому начальнику, который будет давать задания и правки какие-то, когда тут есть поддерживающие тьюторы и педагоги, которые говорят, какой ты молодец, что сдал вовремя задание! А даже если пропустишь дедлайн, то ничего страшного, максимум — поставят низший балл в зачётку. А вот на работе за такое могут и премии лишить, и вообще уволить.
Изобилие онлайн-форматов дополнительно подпитывает нежелание учеников выходить за рамки курсов. Ведь как только заканчивается одна программа, можно тут же найти следующую и убедить всех вокруг, что только после неё можно будет назвать себя полноценным специалистом. Но окружающие, да и сам ученик, к какому-то моменту уже понимают, что это лишь отговорки.
Онлайн-обучение предоставляет чрезмерную свободу выбора в выстраивании графика занятий
С одной стороны, свобода действий — это хорошо, а с другой — это ответственность, к которой готовы не все. Офлайн-обучение задаёт рамки расписания, которому должны следовать все ученики, если хотят получить результат и итоговый диплом, а онлайн-курсы зачастую размывают временные границы, давая ученикам возможность самостоятельно выбирать удобные промежутки и выстраивать персональное расписание. Из-за чрезмерной свободы выбора и действий ученики онлайн-курсов нередко начинают пользоваться ими и превращать учёбу в фоновое занятие: включают аудиолекции, пока убираются по дому, или решают тесты / пишут конспекты, пока смотрят новую серию сериала. В общем, учёба становится не самоцелью, а дополнением к фоновому шуму. Знания, полученные в таком контексте, вряд ли перейдут в долгосрочную память и не усвоятся в принципе.
Самодисциплинировать себя при отсутствии стороннего контроля и чётких дедлайнов могут далеко не все, поэтому иной раз курс проходят для галочки, «на коленке», а вот эффективность и смысловая составляющая такого обучения близка к нулю.
Онлайн-обучение не способствует развитию навыка коммуникации с живыми людьми
Многих привлекает онлайн-образование из-за возможности минимально контактировать с другими людьми. Поколение юных интровертов старается делать всё через текстовые переписки, аудиосообщения, скрины и т.д., но не через офлайн-встречи, однако из-за такого подхода они упускают преимущества, которые даёт живая коммуникация. Часто именно при встрече у людей появляется возможно открыто обсудить важные вопросы, не боясь, например, что собеседник перешлёт личные сообщения в другой чат. При встрече мы видим эмоции друг друга и развиваем свои когнитивные способности и функции, учимся считывать настроение собеседника, его эмоции и прочее.
Общение в реальном формате создаёт более персонализированные комьюнити, чем в сети. Когда люди видят и физически ощущают друг друга, мозг фиксирует их как более значимых персон, ощущается большая ответственность друг перед другом, чем в ситуации, когда человек находится где-то далеко, по ту сторону экрана.
Онлайн-обучение не способствует мотивации ученика
Частично мы говорили об этом в одном из пунктов выше, но здесь конкретизируем: недостаток мотивации может выражаться и в отсутствии понимания, зачем вообще человек идёт на онлайн-курс. Тех, кто идёт учиться просто ради учёбы или развлечения на время курса, значительно больше, чем тех, кто преследует конкретную профессиональную цель. Отчасти это связанно с доступностью онлайн-программ. Например, чтобы поступить в вуз или колледж, нужно сдать экзамены, подать документы, удержать позицию в конкурсе… А попасть на онлайн-курс можно после клика на одну кнопку. Поэтому иной раз для поступления на онлайн-программу не обязательно иметь чёткую стратегию или план, а вместе с ними и мотивацию на эффективную учёбу.
Онлайн-обучение излишне завышает ожидания учеников
Наверняка вы видели объявления-приглашения на курс, где организаторы обещают своим ученикам золотые горы после завершения обучения! Такой рекламы вокруг больше, чем хотелось бы, и это создаёт проблему: у учеников появляются заведомо ложные и завышенные ожидания от онлайн-курса. Как итог, многие разочаровываются и в онлайн-образовании, и в рынке труда, и вообще чуть ли не в человечестве в целом. Из-за этого снижаются мотивация, интерес и желание пробовать что-то новое. Жаль, что маркетологи онлайн-курсов всё ещё не учитывают эти факторы.