Спойлер с первых строк: бакалавриат — это формат полного высшего образования. Он является одной из ступеней профессиональной подготовки будущего специалиста.
Если хотите, можете даже заглянуть в ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ», где прописана официальная формулировка, подтверждающая этот факт.
Кстати, в том же законодательстве речи и пунктов о неполном высшем образовании уже давно нет в принципе! Оно осталось лишь в разговорных форматах, но не имеет документального подкрепления.

Но почему же тогда на бакалавриате остаётся такое клеймо даже спустя годы?
Чтобы понять природу мифа, нужно вспомнить, кто обычно его распространяет. Чаще всего это делают представители поколения советских студентов: в их мире было неполное высшее образование, а бакалавриатов в помине никаких не было. Это первопричина появившегося ярлыка на бакалаврах.
Ещё одно «подтверждение» теории — даже на законодательном уровне бакалавриат якобы (!) стоит в рейтинге образовательных форм чуть ниже, чем специалитет. Мол, бакалавры учатся на год меньше, чем специалисты, значит, «получают меньше знаний». Так у некоторых и появилась в голове логический вывод «специалитет круче и лучше».
А зачем бакалавриат поставили после специалитета в законе?
Перед ответом на этот вопрос окунёмся немного в историю появления бакалавров в России. Курсы бакалавриата в вузах страны появились во время образовательной реформы, которая началась после 1990-х годов — тогда в России появились два новых образовательных вектора в вузах: бакалавриат и магистратура. Они являются частью Болонской системы, которую совместно с другими государствами признала и Россия.
Бакалавриат в системе — это базовая форма высшего образования, а магистратура — следующий этап, который помогает расширить профильные знания или скорректировать профессиональный вектор. Ранее в российских университетах таких понятий не было, обе ступени заменял один специалитет, длившийся пять лет для всех направлений. При переходе на новую систему этот образовательный формат решили тоже оставить как дань российским традициям, но его количество значительно сократилось, хотя условия и количество учебных лет сохранились.
То есть получилась такая картина: четырёхлетний бакалавриат с возможным продолжением в двухлетней магистратуре и «самодостаточная» пятилетка на специалитете. Из-за такого распределение лет и задач в законе приравняли специалитет к магистратуре, которая идёт после бакалавриата. Но формально эти две образовательные траектории не могут быть равны! Как минимум потому, что после СПО или школы абитуриент может поступить на специалитет, но не может пойти в магистратуру, так как не имеет диплома бакалавра. Поэтому в такой логической парадигме специалитет лучше поставить в один ряд с бакалавриатом.
К старому новому всё еще привыкаем, а тут снова перемены: чего ждать от свежей образовательной реформы?
Вот мы только разобрались в равенстве бакалавров и специалистов на рынке труда и в образовательном секторе, как подкрались законодательные изменения. Вот что правительство планирует ввести в вузы:
- Базовое ВО — симбиоз бакалавриата и специалитета, сроки обучения будут гибкими и варьироваться от четырёх до шести лет. Точные цифры и учебные планы будут зависеть от конкретного профиля обучения.
- Специализированное ВО — симбиоз магистратуры, ординатуры и ассистентуры; сроки обучения тоже вариативны между направлениями — от года до трёх лет.
Эксперты предполагают, что второй образовательный формат будет пользоваться минимальной популярностью, вузы, скорее всего, оставят его только для тех студентов, кто планирует развивать научную карьеру. Зато первый формат наконец прервёт многолетний миф о том, что разница между специалитетом и бакалавриатом существенна! Теперь они будут едины по сути, а отличие останется лишь в количестве лет обучения.
Новую образовательную систему планируют внедрить во все российские вузы с 2026 года. Сегодня некоторые университеты уже тестируют её в экспериментальном формате.