2025-07-15 19:02:54

Почему учебу в вузе перестают считать обязательной?

Почему учебу в вузе перестают считать обязательной?

Современные карьерные пути людей становятся всё более сложными и разнообразными, отходя от классической последовательности «школа — вуз — работа». Привычный путь молодых специалистов к постоянной работе уже не выглядит прямым и линейным: студенты часто начинают работать еще до получения диплома, а обучение может затягиваться из-за перерывов на работу, дополняться переподготовками или дополнительными учебными программами (часто идущими параллельно). Сейчас профессиональный и образовательный маршрут превращается в сложный лабиринт с множеством вариантов и возможностей.

Исследование НИУ ВШЭ подтверждает, что люди перестали считать путь к работе через вузы единственным. Почему?

Заблуждения о молодежи с высшим образованием

Считается, что молодые люди с высшим образованием превосходят по способностям своих сверстников, которые лишь окончили колледж или остановились на среднем образовании. Однако это представление не отражает реальность. Конечно, начальные условия играют свою роль — социально-экономический статус семьи, успехи в школе и демографические характеристики влияют на карьерно-образовательный путь человека, но существуют и другие факторы, определяющие, как сложится наша карьера.

Исследователи попытались выявить типичные образовательно-карьерные пути российской молодежи к 25 годам, с акцентом на тех, кто получил высшее образование.

Методология исследования

Ученые использовали базу данных национального исследования «Траектории в образовании и профессии», проводимого Институтом образования Высшей школы экономики. Авторы работы сосредоточились на группе россиян, которые к 24-25 годам получили высшее образование, оценили их стартовые условия и контекст развития карьерных путей. В ходе исследования использовался метод анализа последовательностей, заимствованный из биоинформатики — этот подход позволяет изучать изменения в характеристиках или состояниях объекта на протяжении времени и классифицировать различные сценарии этих изменений.

Результаты

Исследование выявило 9 (!) различных образовательно-карьерных путей, характерных для современных 25-летних жителей РФ. Основной фактор, разграничивающий эти траектории — продолжительность образовательного процесса: около 30% выпускников бакалавриата и специалитета поступают в магистратуру сразу или спустя несколько лет после получения диплома. Остальные выпускники направляются непосредственно на рынок труда. Еще одна ключевая особенность касается опыта работы: более 60% студентов совмещают учебу с работой, а у остальных 40% такого опыта нет.

В итоге исследователям удалось выявить несколько типов образовательно-карьерных путей.

Одна ступень высшего образования + работа:

  • Прямой путь к диплому и работе. Это классический, но уже все более редкий тип — им следуют 15% образованной молодежи. Он предполагает поступление на бакалавра по окончании школы, сосредоточение на учебе в период обучения и непосредственный переход к постоянной работе после получения диплома.
  • Начало работы при учебе. В этой группе студенты начинают работать, находясь на последних курсах вуза: чаще всего они проживают в крупных городах, где есть больше возможностей для трудоустройства. К 25 годам у них наблюдается самый высокий доход по сравнению с другими группами — на 17% выше среднего по выборке.
  • Совмещение учебы и работы. Этот путь предполагает получение только степени бакалавра, но студенты начинают работать уже с первого курса — такие ученики в основном заняты в сфере услуг, причем 21% из них уже имеют детей. Выход на рынок труда зачастую вызван необходимостью, так как их школьные успехи и социально-экономический статус семьи были ниже, чем у других.

Полное высшее образование и выбор карьерного пути

Исследователи определили, что «длинное высшее образование», включающее в себя бакалавриат и магистратуру — предпочтительный путь для выпускников с высокими академическими достижениями, математической грамотностью и высоким культурным капиталом семьи. Они чаще заняты в высококвалифицированных отраслях, например, в области промышленности и образования, и реже в сфере услуг.

При таком пути студенты обычно делятся на несколько типов:

  • Прямой путь. Студенты, поступившие в магистратуру сразу после окончания бакалавриата или специалитета.
  • Реверсивный путь. Те, кто начал работать после окончания бакалавриата, а затем поступил в магистратуру, не прерывая трудовую деятельность.
  • Карьеристы. Такие студенты начинают работать с первого курса бакалавриата и продолжают обучение в магистратуре; такие кадры имеют более высокие квалификации и социально-экономический статус.
  • Сначала учеба, работа подождет. Студенты, сосредоточившиеся на учебе до 24 лет, не совмещающие её с работой — они окончили и бакалавриат, и магистратуру. Однако многие из них сталкиваются с трудностями при поиске работы: уровень их дохода оказывается ниже среднего по выборке, и они проживают в регионах с более сложными условиями трудоустройства.

«Особые» маршруты образования:

  • Нестабильный путь. После обучения выпускники часто работают временно или на неполный рабочий день: доход работающих участников этой группы лишь немного ниже среднего по выборке. Некоторые из них, возможно, предпочитают фриланс или самозанятость, выбрав временную нестабильность как осознанный путь.
  • Переходный путь. Молодые люди, поступившие на бакалавриат после окончания колледжа на базе 9 классов. Часто они отличаются более низкой успеваемостью и меньшим культурным капиталом семьи. На старших курсах эти студенты совмещали учебу с работой и в итоге обрели постоянную занятость: их доход ниже среднего по выборке на 20%, что связано с поздним получением высшего образования и меньшим накоплением человеческого капитала. Однако их заработок выше, чем у тех, кто ограничился лишь получением среднего профессионального образования.

Исследование выявило множество уникальных образовательно-карьерных путей: традиционный путь «школа — учеба без работы — переход на постоянную профессию» уступает место более гибким моделям, где учеба часто совмещается с работой как на стадии бакалавриата, так и в магистратуре.

Поделиться
Оставить отзыв
Все статьи
Ваш комментарий/отзыв/вопрос
Здесь пока нет ни одного комментария
Ваш комментарий / отзыв
Если у вас есть вопрос напишите его мы постараемся ответить
* - Обязательное поле

Отзывы наших студентов Смотреть другие видеоотзывы наших студентов

play
YouTube video playerD3EYRnozxps
play
YouTube video playeranZ4q63C4v0
play
YouTube video player8sNebkElChw
play
YouTube video player8LKj9MBnV7c
Напишите нам, мы онлайн!
Наши Telegram каналы

Заказать звонок

Оставляя заявку, вы принимаете условия Политики конфиденциальности