2025-05-16 10:05:14

Почему школьников проверяют на читательскую грамотность — и зачем вообще это нужно?

Каждый год московские школьники пишут независимые диагностические работы от МЦКО. Среди них — работа по читательской грамотности. И здесь возникает закономерный вопрос: чем она отличается от привычной грамотности? Почему ее проверяют именно в средней школе, а не раньше или позже? И зачем вообще все это нужно?

Что такое читательская грамотность и зачем она нужна

Для начала стоит объяснить, что читательская грамотность — это не про русский язык и уж точно не про литературу в ее привычном школьном виде. Это про то, как человек умеет работать с разными видами текста. А ведь тексты бывают разные: художественные, научно-популярные, официальные документы, диаграммы, графики, инструкции... И с каждым из этих форматов нужно уметь обращаться по-разному.

В начальной школе все еще относительно просто: там дети читают художественный текст, пересказывают сюжет, определяют, кто герой, а кто злодей. По сути, учатся видеть структуру рассказа. Но считать это полноценной литературой — спорный момент. Скорее это работа по шаблону: вычлени событие, поставь его в план, сделай вывод… А ведь литература — это про другое: это про чувства, эмоции, смыслы между строк. И когда в изучении литературы начинают доминировать инструкции, теряется то самое важное.

Научно-популярные тексты работают по своим правилам — здесь уже не чувства и образы, а четкая информация, логические связи и выводы. Нужно не только прочитать текст, но и понять, как одно связано с другим, где причина, а где следствие. Это совсем другая работа, которая тоже требует навыков.

И вот на стыке этих двух историй и появляется необходимость оценить, насколько ребенок способен понимать разные тексты, работать с информацией, ориентироваться в ней. Ведь сегодня это один из ключевых навыков — уметь читать и понимать не только книжки, но и инструкции, документы, статьи, посты в интернете. И этому действительно нужно учить!

Почему пятый класс — не самое удачное время для таких проверок

Однако возникает резонный вопрос: если так важно проверять читательскую грамотность, почему это делают именно в пятом классе? Почему не раньше или позже?

Пятый класс — это сложный адаптационный период для большинства детей. Только что закончилась начальная школа, где все привычно: один учитель, одна система, понятный набор предметов… А тут новые преподаватели, разные требования, непривычный формат уроков. Плюс у многих в этом возрасте начинаются физиологические изменения, которые сказываются на концентрации, усидчивости, внимании. Это нормальный возрастной кризис, с которым справляются по-разному.

Именно поэтому в 5-6 классах уровень успеваемости часто немного падает, то, что раньше давалось легко, теперь требует больше усилий. А в это время ребенку еще предлагают пройти диагностику на читательскую грамотность! Причем проверки технического чтения, умения понимать прочитанное, особенности работы с текстами вроде как остаются в начальной школе, а в средней вдруг замолкают. Получается, что поддерживать и развивать эти навыки негласно перестают, а проверять — продолжают.

Поэтому многие специалисты уверены: проводить такую проверку имеет смысл не раньше седьмого класса, когда дети уже привыкли к новой школьной системе, разобрались с предметами, нашли общий язык с преподавателями. В это время уже можно посмотреть, насколько они научились работать с текстами.

Почему к проверке нельзя подготовиться за месяц

Отдельный разговор — про подготовку к проверке читательской грамотности. Сегодня выпущено множество специальных сборников, в которых объясняется, как искать информацию в тексте, на что обращать внимание, как выстраивать последовательность и делать выводы. Они помогают тем детям, у которых есть трудности с чтением и пониманием.

А таких, к слову, становится все больше.

Но стоит понимать: если ребенок в принципе не любит читать, не открывает книгу без принуждения, никакие сборники не сделают из него за месяц или полгода человека, который уверенно справляется с диагностикой. Навык работы с текстом формируется постепенно, через практику, и если этот опыт ограничивается только учебниками, а чтение воспринимается как наказание — результат будет посредственным. Те дети, которые любят читать, знакомы с разными жанрами, умеют сопереживать героям, анализировать происходящее, сами того не замечая, формируют в себе эту самую читательскую грамотность. Соответственно, они, как правило, справляются с диагностикой без специальной подготовки.

Еще одна сложность — бланки заданий

Добавляет сложности и техническая часть работы. Если диагностика проходит не на компьютере, а на бумаге, то ответы нужно переносить в специальные бланки, причем это не всегда просто сделать с первого раза: где-то неправильно отметил номер задания, где-то не туда поставил галочку... А для ребенка пятого класса — особенно в стрессовой обстановке — такие мелочи могут стать дополнительным поводом для волнения и ошибок.

Что в итоге

Так нужна ли вообще эта диагностика? И да, и нет. Проверять навыки работы с текстами полезно, да, но делать это в пятом классе — идея сомнительная. Гораздо разумнее подождать до седьмого, дать детям адаптироваться к новой школьной системе и только потом посмотреть, чему они научились.

А самое главное — развивать читательскую грамотность нужно не тестами и сборниками, а интересными уроками, живыми обсуждениями книг, фильмами, статьями, работой с разными текстами из реальной жизни! Потому что умение понимать написанное — это навык, который пригодится далеко за пределами школы, причем на протяжении всей жизни.

Поделиться
Оставить отзыв
Все статьи
Ваш комментарий/отзыв/вопрос
Здесь пока нет ни одного комментария
Ваш комментарий / отзыв
Если у вас есть вопрос напишите его мы постараемся ответить
* - Обязательное поле

Отзывы наших студентов Смотреть другие видеоотзывы наших студентов

play
YouTube video playerD3EYRnozxps
play
YouTube video playeranZ4q63C4v0
play
YouTube video player8sNebkElChw
play
YouTube video player8LKj9MBnV7c
Напишите нам, мы онлайн!
Наши Telegram каналы

Заказать звонок

Оставляя заявку, вы принимаете условия Политики конфиденциальности