В период с 1987 по 1998 годы образовательная система Советского Союза испытала ряд значительных изменений. Одной из ключевых особенностей тех лет стало уменьшение продолжительности начальной школы до трех лет — у детей не было четвертого класса, они переходили сразу в пятый. Почему советские власти решили так сделать?

Необходимость перемен
Основной причиной такого решения стали мировые тенденции в образовании и стремление СССР к модернизации учебного процесса. В 1934 году ЦИК СССР утвердил закон о десятилетнем образовании, подразумевавшем обучение от 1 до 10 класса.
Все функционировало без нареканий, но к 80-м годам XX века советская власть стала изучать западные подходы в образовании. За пределами «железного занавеса» европейские школы обучали учеников в 11 классах. После анализа советские власти решили внедрить 11-классную систему, при этом оставив действующий закон о десятилетнем образовании. Возник вопрос: как обеспечить прохождение 11-классной программы за 10 лет? Решение о переходе из третьего класса непосредственно в пятый стало компромиссом. Под влиянием перестройки и нового мышления власти стремились привести образование в соответствие с мировыми стандартами.
Проблема новой системы
Инновационное решение заключалось в сокращении программы начальной школы до трех лет, а далее ученики должны были переходить непосредственно в пятый класс. Предполагалось, что ученики, испытывающие трудности с учебой, могли бы посещать четвертый класс, но только с разрешения родителей.
Но какой родитель мог дать на это добро? Соглашаться на это было бы признанием проблем в обучении своего ребенка! Немногие желали подвергать своего ребенка издевкам со стороны сверстников, поэтому четвертый класс был практически пуст.
Несмотря на привлекательность западных моделей образования, переход на 11-летнюю систему в СССР произошел без глубокого анализа и адаптации к реалиям советской школы. Хотя эксперимент длился почти 15 лет, его отменили, признав неэффективным.
Этот период в истории образования СССР интересен, ведь он является примером того, как решения, принятые «сверху», могут оказывать глубокое воздействие на жизнь множества людей и подчеркивает важность грамотного и обдуманного подхода к реформам. Если принять спешное решение, оно может создать больше проблем, чем было даже до изменений.