Рынок вакансий в России крайне диспропорционален — при дефиците работников технических специальностей здесь до неприличия много юристов и экономистов. И вот парадокс: IT-специальности уже больше десятилетия считаются одним из наиболее популярных среди школьников направлений, каждый год вузы выпускают десятки тысяч айтишников, но удовлетворить спрос работодателей пока не удаётся, найти профессионала достаточного уровня по-прежнему непросто, такие кадры нарасхват! Почему так и что можно сделать, чтобы это исправить?
Давайте разбираться.

Учиться никогда не рано
Прежде всего: образование в России отличается от западного консервативностью и существенным перекосом в теорию. Из стен вуза выходит слабо подготовленный к практике специалист, которому, по логике системы, предстоит учиться на работе, шагая со ступеньки на ступеньку и постепенно повышая свою квалификацию.
Но для реальной экономики эта модель чересчур затратна и неэффективна: чтобы подготовить специалиста высокого класса, нужны не только время, но и системная образовательная модель такого уровня и класса, позволить себе которую большинство российских компаний попросту не могут. На самом деле, чтобы вырастить хорошего «мейкера», человека, способного создавать интеллектуальную продукцию, нужно начинать не с рабочего места, а как минимум со школы — а ещё лучше с дошкольного возраста, ведь, как это ни странно, Чехов и Шекспир в анамнезе и эмпатические практики оказывают не меньшее влияние на креативность, чем десятки выученных языков программирования.
В чём проблема высшего образования?
Карьера любого айтишника — это лестница, по которой человек идёт, приобретая новые навыки и компетенции, от начального уровня и вплоть до самых высоких «этажей». Если на первых уровнях в «анамнезе» лишь скромные теория и жажда работать и зарабатывать, то по мере развития и совершенствования айтишник становится настоящим профессионалом, рабочей единицей, способной решить любую поставленную задачу, а в идеале — найти новое решение и спрогнозировать последствия тех или иных поступков и решений.
При этом экономика не очень-то нуждается в первых: все в один голос твердят о необходимости ускорить диджитализацию и развивать отечественные продукты, как программные, так и аппаратные. Поэтому бизнесу нужны высококвалифицированные профессионалы, которые съели пуд соли, прошли огонь и воду, закусив медными трубами и термопастой. Система образования же предлагает рынку вечных студентов, готовых учиться и намеренных делать это за счёт инвестиций работодателя в своих сотрудников. Многие при этом и работать-то не готовы, причём беда тут не только и не столько в личных качествах, сколько в специфике вузовского дизайна! Например, университеты не торопятся менять программу, подгоняя её под потребности рынка, не разрабатывают новые программы и курсы, а преподаватели, лишённые практического опыта не только создания новых технологий, но и работы с ними, ничему не могут научить своих подопечных.
Впрочем, есть и более серьёзные, системные проблемы:
- Доминирование теории над практикой
Например, студенты-инженеры в России получают глубокую и фундаментальную подготовку — в теории. А вот в части практики, способности облечь свои теоретические знания в реальный результат, у них заметный провал.
- Узкая специализация
Вузы гуманитарные готовят универсалов широкого профиля, технические же — напротив. Тут есть свои плюсы, ведь один человек может идеально выполнять одну функцию, доведя процессы до автоматизма. Но минусы — неспособность мыслить стратегически, рассматривать работу не как тяжёлый и рутинный процесс, а творчество, собирать команду и работать над эффективностью — сводят всё на нет.
Физики и лирики вымерли
Впрочем, сделаем шаг в сторону и поговорим немного о гуманитариях. Прежде существовало чёткое и жесткое деление на гуманитариев и технарей, «физиков» и «лириков». Пути их были различны: первым в виде исключения преподавали самые азы политеса и разных научных «-измов». Равно как и математические и физические знания в объёмах чуть больше школьной программы, коими потчевали юристов, филологов и экономистов. Будущие специалисты инженерных и гуманитарных специальностей оказались заложниками стереотипов и взаимно считают друг друга профессионалами второго сорта.
Разумеется, ничем хорошим это не оборачивалось.
Между тем, в IT-отрасли именно широко образованные и снабжённые багажом междисциплинарных знаний кадры становятся капитанами и «сеньорами» (старшими), ведь они обладают навыками и компетенциями, выходящими далеко за рамки профессии, что даёт им существенные конкурентные преимущества, качества, необходимые для руководства. Без гуманитарных знаний всё это невозможно, ведь в основе многих языков программирования лежит филология, а знания исторические, социологические, философские очень помогают в повседневных и деловых коммуникациях.
Какими навыками должен обладать хороший айтишник?
Настоящий спец, востребованный рынком, должен быть един в двух лицах, сочетая навыки и умения, которые можно получить в традиционной высшей школе, и комплексное междисциплинарное знание, что позволит понимать, зачем нужны создаваемые им технологии и решения, как они будут использоваться людьми. Это позволит правильно расставить приоритеты и корректно сформировать базовые установки поведения. К сожалению, пока современная высшая школа эти возможности и качества молодым специалистам не даёт: сами, всё сами.
Ещё технарь должен уметь грамотно строить мысли, чтобы правильно выстраивать внутри коллектива коммуникации, взаимодействовать со внешней средой — заказчиками и руководством.
Специалист должен быть лидером, чтобы при необходимости возглавить коллектив разработчиков, суметь оспорить решения руководителя, опираясь на собственный авторитет.
И дать человеку все эти качества намного сложнее, чем снабдить человека теоретическими знаниями и «выкинуть» в профессию.
Что можно поменять?
Чтобы повысить качество подготовки, сделать выпускников профессионалами, способными стать специалистами, в университете должен быть существенный пласт гуманитарных практических дисциплин, формирующих кругозор и развивающих лидерские качества, обучающих управлению временем.
Возможно ли это? Да, вполне. Для этого важно вводить гуманитарный блок с первого курса. Например, знания об античной философии и истории Рима и Греции позволят работать с аналитикой, критически воспринимать авторскую точку зрения и получить представления об общеевропейской культуре.
Дополнительно важнейшую роль будут играть теоретические и практические навыки коммуникаций, искусство публичных выступлений, приёмы риторики, самоконтроль, умение «держать» публику.
Чтобы научить высшую школу работать так, необходимы комплексные реформы, включающие как административный компонент (сокращение бюрократической волокиты и упрощение разработки новых программ), так и меры по снижению среднего возраста преподавателей, изменение методик отбора, повышение реактивности и эффективности обратной связи — так, чтобы система образования давала обществу и экономике то, что надо, а не то, что получается.