2025-07-15 10:07:53

Почему через Амазонку не строят мосты?

Амазонка делит с Нилом статус самой крупной реки на планете – и носит титул самой полноводной, единолично обладая 19% всемирного объёма ресурсов воды. В её водах хранится множество тайн.

К примеру, почему шесть с половиной тысяч километров водной глади ни разу не перечеркнули мостами или другими инженерными сооружениями?

Как так вышло, что временами она течёт в противоположном направлении?

Полная тайн река

Этот колоссальный водный бассейн, матриарх южноамериканского континента, многократно удивлял исследователей.

  1. Достаточно сказать, что объём воды, устремляющейся к океану, опресняет его воды на тысячи километров окрест.
  2. Кроме того, у неё нет определённого русла: она то дробится на несколько десятков, а то и сотен рукавов, то сливается воедино. В неё вливается несколько тысяч других крупных и мелких рек.
  3. В сухие годы в наиболее широком месте её ширина едва достигает 12 километров,  но во время разливов дожди наполняют бассейн и расстояние между берегами увеличивается до 60, а то и 90 километров.
  4. И в этих удивительных местах живут различные редкие виды животных и растений, не представленные более нигде.

Но самый значительный и удивительный секрет был раскрыт недавно – оказывается, под Амазонкой находится ещё одна река! Она получила название Рио Хамза. По направлению и колебаниям русла он совпадает с нашей героиней, вот только в ширину может достигать аж четырёхсот километров. Существенная разница одна – вода в ней солёная. Чем обусловлено существование Рио Хамзы, ни один учёный пока сказать не может.

Оседлать волну

Дважды в год Амазонка течёт вспять.

Это происходит тогда, когда из океана в её устье заходит огромных размеров волна, способная преодолеть течение реки и подняться вверх на расстояние свыше 900 километров. Рёв приближающейся воды слышен за час до появления волны в видимой зоне.

Воды реки в этот момент текут вспять, поднимаясь и обретая всё большую силу по мере сужения русла реки. Явление получило название «поророкиа» — ревущая вода на официальном государственном языке Бразилии. Вблизи от побережья высота гребня достигает трёх, а на расстоянии 450 километров от океана – шести-семи метров при скорости до 30 км/час.

Уникальное природное явление привлекает серферов со всего мира как наиболее отвязных и безбашенных представителей вида homo sapiens. Они седлают волны, лавируя между вырванных с корневищами стволов деревьев, вздымающих острые ветки, и увёртываясь от речного мусора. Этих людей не способны остановить ни риск встретить пираний или других не менее прожорливых тварей, обитающих в воде, ни скорость и коварство потока, ни высокая вероятность сломать шею на отмелях, заваленных обломками и мусором.

Причина появления диковинной волны – осеннее и весеннее равноденствие, когда под влиянием движения естественного спутника Земли происходят самые сильные приливы и отливы.

Биологи, энтомологи и ихтиологи всех мастей убеждены, что именно этой приливной волне Амазонка обязана большому количеству морских животных, обретающихся в здешних водах. Взять хотя бы розовых дельфинов: считается, что они — потомки заброшенных такой волной океанских собратьев, не имеющих возможности вернуться и вынужденно приспособившиеся к местным условиям.

Проще построить мост вдоль реки, чем поперёк

По вышеуказанным причинам строительство мостовых переходов через устье Амазонки не имеет практической целесообразности – ведь возвести стационарное инженерное сооружение на берегах реки, способной в любой момент внести радикальные изменения в своё русло, увеличить глубину, изменить солёность, высоту волн или сменить направление движения воду, чертовски непросто.

В соседнем Гондурасе через значительно меньшую речку Солутека был построен адски дорогой и очень современный мост, но не тут-то было: река подумала, оценила соседство и перебралась в сторону – давление тяжёлой конструкции на грунт оказалось чрезмерным, и устье изменилось.

Сваи, использованные при строительстве моста через Печелийский залив или через Керченский пролив для соединения Крыма и Тамани, тоже не помогут, ведь под нашей героиней протекает Рио Хамза – и где гарантия того, что она не изменит направления и в один прекрасный момент мост не обрушится в воду, утащив с собой всё, что будет на нём в это время? Либо сваи должны быть настолько длинными, чтобы пройти и воду Амазонки, и илистые отложения на её дне, и находящийся ниже солёный поток.

Но главная причина, по которой берега до сих пор не соединены – отсутствие экономической целесообразности. Ведь мост длиной несколько десятков километров обойдётся в огромные деньжищи, тратить которые нет никакого смысла. Пейзане и индейцы предпочитают лодки и каноэ либо моторные катера, а дорог с твёрдым покрытием в дельте Амазонии не водится – и обзаводиться ими федеральное правительство Бразилии не собирается.

Туристов же сюда привлекает дикая природа, своенравная река, величественно несущая свои волны к океану, а вовсе не чудеса инженерно-технической мысли.

Поделиться
Оставить отзыв
Все статьи
Ваш комментарий/отзыв/вопрос
Здесь пока нет ни одного комментария
Ваш комментарий / отзыв
Если у вас есть вопрос напишите его мы постараемся ответить
* - Обязательное поле

Отзывы наших студентов Смотреть другие видеоотзывы наших студентов

play
YouTube video playerD3EYRnozxps
play
YouTube video playeranZ4q63C4v0
play
YouTube video player8sNebkElChw
play
YouTube video player8LKj9MBnV7c
Напишите нам, мы онлайн!
Наши Telegram каналы

Заказать звонок

Оставляя заявку, вы принимаете условия Политики конфиденциальности