Педагогика — специальность, которая стала самостоятельной наукой в середине XVII века и сегодня является одной из самых старых и в то же время востребованных профессий. Однако до сих пор не все абитуриенты понимают, из чего именно состоит эта специальность, на какие направления делится и какие перспективы предлагает. Тем более что с каждым годом профессия педагога модернизируется, появляются новые дисциплины и методологические подходы, которые требуют подготовленных специалистов для обучения школьников, студентов и учеников профессиональных курсов.
В целом педагогика — это наука о воспитании, обучении и образовании. Чаще всего педагогика ассоциируется со школьным и дошкольным возрастом, но на деле педагоги бывают разными и обучают людей всех возрастов. Педагоги могут работать учителями в школах, педагогами дополнительного образования в различных студиях и на курсах, преподавателями профессионального мастерства в колледжах, воспитателями в детских садах, педагогами-психологами и педагогами-дефектологами. И это лишь часть возможных направлений для развития карьерного пути в сфере образования!
В процессе обучения студенты получают общие междисциплинарные знания по таким предметам, как история педагогики, философия, психология, правила оказания первой помощи, логика и риторика, педагогические технологии и методики преподавания, этика и другие. Узкопрофильные дисциплины зависят от конкретной специальности, которую вы выбираете для обучения в сфере педагогики.

Плюсы специальности
- Востребованность после выпуска. Без работы педагоги не останутся даже в отдалённых посёлках и деревнях!
- Досрочный выход на пенсию в России и в США. В обеих странах минимальный срок работы педагогом для досрочного выхода на пенсию составляет 25 лет, так что при определённом раскладе у специалиста есть возможность выйти на пенсию даже до 50 лет, если, конечно, на то будет желание.
- Длительный отпуск. Представителям школьных и дошкольных образовательных учреждений он предоставляется преимущественно в летний период. Дополнительно у педагогов в этих учреждениях есть перерывы от уроков и учеников во время каникул, которые проходят раз в несколько месяцев в течение учебного года.
- Развитие профессиональных качеств и навыков в современных форматах и подходах к обучению. Педагогу не нужно зацикливаться на одном направлении или методе обучения, современная система образования в большинстве стран предоставляет педагогам разных уровней и направленности развивать и совершенствовать свои профессиональные компетенции, проявляя творчество и креативность.
- Социально значимая профессия. Педагог — это уважение и статус, которые получает будущий выпускник сразу после завершения обучения. Работа в сфере образования в разных странах даёт возможность получать дополнительные льготы: от премий до скидок на общественный транспорт или походы в государственные учреждения культуры.
Направления педагогики
Педагог — это совокупность разных профессиональных направлений и ответвлений. Чаще всего педагогику делят на пять общих направлений, по которым можно пройти обучение и получить конкретную профессию.
-
Педагог дошкольного образования, воспитатель
Иногда для студентов при выборе будущей профессии становится открытием, что воспитатель для детей дошкольного возраста тоже выполняет образовательную функцию и считается педагогом. Воспитатели работают только с детьми до 6-7 лет включительно. В обязанности воспитателя входят: создание и поддержание безопасной и комфортной среды для детей, организация обучающих и развивающих игр и занятий, развитие творческих навыков через выполнение творческих работ (рисование, лепка, оригами и так далее).
Получить профессию воспитателя можно как в университетах, так и в колледжах. Кроме классического направления «Дошкольное образование», можно пройти подготовку по направлению «Специальное дошкольное образование» — это подготовка воспитателей для работы с детьми, у которых имеются отклонения в развитии или сохранное развитие. Получение степени магистранта в этих направлениях даёт возможность заниматься научной-методической и управленческой деятельностью в этой сфере.
-
Педагог в школе, учитель.
Школьные педагоги подразделяются ещё на несколько направлений: учитель начальных классов, учитель-предметник, педагог-психолог и социальный педагог. Каждое из направлений имеет свои особенности предварительного обучения и дальнейшей работы. Например, для работы учителем начальных классов достаточно пройти обучение в колледже и получить среднее профессиональное образование. Программы дошкольного образования доступны и в университетах на бакалавриате. Работа учителем-предметником, педагогом-психологом и социальным педагогом требует получения высшего образования в университете. Учителя-предметники занимаются локальным обучением по конкретной дисциплине (одной или нескольким). Педагоги-психологи занимаются социальным и психолого-педагогическим сопровождением учащихся и дополнительно могут работать в организациях соцзащиты. Социальные педагоги работают и с учениками, и с их родителями: основные задачи специалистов — взаимодействие и коррекционная работа со «сложными» учениками, у которых имеются проблемы с учёбой, со сверстниками или в семье. Их цель — помочь ребёнку адаптироваться в обществе через социализацию и создание благоприятных условий для развития личности.
-
Преподаватель вуза, преподаватель колледжа
Эти педагоги по функционалу напоминают школьных учителей-предметников, так как тоже обучают студентов конкретным дисциплинам. Пул обязанностей и форматов преподавания при этом у педагогов вузов и колледжей значительно шире. Например, педагоги обязаны проводить для студентов лекции, семинары, практические и лабораторные работы, принимать зачёты и экзамены, дополнительно разрабатывать методические материалы для занятий и участвовать в научно-исследовательской работе.
В колледжах работа педагога делится на два направления: преподаватель и мастер производственного обучения. Первый даёт теоретические знания студентам во время лекций, а второй закрепляет их в формате практических занятий. Для работы в колледже необходимо получить одно из следующих образований: среднее профессиональное педагогическое образование, высшее педагогическое образование либо среднее/высшее специальное и переподготовку в области педагогики.
В университете роль педагога определяется его рабочим стажем и учёной степенью. Карьерная лестница преподавателя в вузе складывается из нескольких ступеней: ассистент, преподаватель, старший преподаватель, доцент и профессор. Чтобы стать ассистентом, достаточно иметь любую ступень высшего образования, для работы доцентом потребуется статус кандидата наук с опытом преподавания, а вот профессору уже необходим значительный опыт преподавательской работы и степень доктора наук.
-
Педагог дополнительного образования
Рабочие возможности педагогов ДО практически безграничны: такие специалисты могут устроиться на работу и в государственные учреждения, и в частные школы, университеты, и в различные детские центры, секции, объединения, и заниматься ведением частных сертифицированных курсов. Выбор конкретного направления, по которому педагог ДО будет обучать своих подопечных, не ограничивается школьной и вузовской программами — будущий специалист может выбрать любое направление, которому можно официально обучать желающих.
Для работы в этом направлении необходимо получить или среднее профессиональное образование, или высшее образование. Можно стать педагогом ДО после прохождения профессиональной педагогической переподготовки (при наличии среднего профессионального или высшего образования) либо обучиться на любой программе на педагога (очно-заочно, заочно или дистанционно).
-
Педагог-дефектолог
Это педагогическое направление отличается углубленной направленностью в исследование и понимание психофизических особенностей развития детей с психическими и физическими особенностями, закономерностей их обучения и воспитания. По своей сути специальность находится на стыке четырёх наук: педагогики, психологии, социологии и медицины.
Дефектология делится на несколько локальных направлений:
- Логопед — специалист, корректирующий речевые нарушения.
- Педагог-нейродефектолог — специалист, занимающийся исследованиями, обучением, реабилитацией и социальной адаптацией детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья при помощи технологии нейронауки.
- Олигофренопедагог — специалист, обучающий людей, имеющих нарушения интеллектуального развития.
- Тифлопедагог — специалист, обучающий слепых и слабовидящих учеников.
- Сурдопедагог — специалист, обучающий глухих и слабослышащих учеников.
Педагог-дефектолог может работать как в образовательном государственном или частном учреждении, так и в медицинских или социальных организациях. Для работы в этом направлении необходимо высшее образование.
Это лишь общие направления педагогической сферы, по которым можно пройти обучение и получить профессию. Каждое из них подразделяется на множество локальных специальностей, перечень которых ежегодно обновляется и расширяется вместе с изменяющимися запросами социума.
Перспективы обучения на направлении «Педагогика»
Профессия педагога не ограничивается стенами конкретного учреждения (государственного или частного) и шаблонными задачами. Карьерный рост педагога может быть стремительным и перспективным, если специалист захочет улучшить свои компетенции и расширить зону ответственности.
Например, педагоги в дошкольных учреждениях и школах могут подниматься по карьерной лестнице в самом учреждении: получить должность заведующего учебной частью школы или заведующего детским садом, дорасти до директора. Аналогично и педагоги вузов и колледжей могут стать заместителями директоров институтов и колледжей по различным направлениям, повысить свои компетенции для работы ректорами. Но и это не предел: сотрудники образовательных организаций могут перевести свою карьеру в другое русло и выйти на региональный уровень или на уровень всей страны: работать в министерствах образования, в региональных муниципальных органах и так далее.
Кроме того, у всех типов педагогов есть возможность уйти в собственную, частную практику:
- открыть свою школу или детский сад,
- стать репетитором по конкретному предмету,
- создать авторскую образовательную платформу,
- запустить сертифицированный обучающий курс.
Профессия педагога предполагает огромный размах для творческих и креативных методов! Стандарты образования разных стран задают обязательный качественный уровень, но подача, методы, количество, алгоритмы и скорость достижения результатов зависят от конкретного педагога и его включённости в работу.
С момента обучения на педагогических направлениях у студентов есть возможность обмениваться опытом с будущими коллегами и одногруппниками, получать практические знания из реального опыта преподавателей, проходить практику у потенциальных работодателей, участвовать в программах по обмену между разными городами и странами для расширения своего профессионального и учебного портфолио. Педагогика позволяет развить у студентов компетенции, которые помогут им не только в конкретных рабочих задачах, но и в умении планировать и определять свой путь для будущего развития.
Востребованность и уровень заработка
Нехватка учителей — проблема не только для России и СНГ: это дефицит мирового масштаба. Ещё в 2016 году ЮНЕСКО оценивала глобальную нехватку учителей в 69 миллионов человек! В отчёте за 2023 год Организация отмечает, что дефицит сократился почти на треть: по актуальным данным он составляет 44 миллиона человек. Специалисты подчёркивают, что ситуация улучшилась, но не в достаточной степени, чтобы удовлетворить глобальные потребности в образовании. В частности, в России нехватка учителей, по данным за 2023 год, составляет 11 тысяч человек. Уровень дефицита варьируется от региона к региону: например, в Ивановской области дефицит учителей составляет 10%, а в Камчатском и Приморском краях и в Воронежской области — около 7%. Недостаток учителей наблюдается во всех сферах: от дошкольного образования до дополнительных курсов, поэтому в 2024 году востребованность в квалифицированных кадрах будет сохраняться на высоком уровне.
Объём заработной платы учителей тоже разнится от страны к стране, от города к городу и от формата к формату. Многие специалисты со временем уходят из государственных учреждений в частную практику именно из-за разрыва заработной платы и взаимосвязи её объёма с объёмом количества рабочих задач.
Примеры средних годовых зарплат у педагогов в школах:
- Россия — 4600$,
- США — 74 400$,
- Франция — 38 100$,
- Германия — 33 800$,
- Канада — 70 200$,
- Южная Корея — 37 700$.
Примеры средних годовых зарплат у воспитателей в детских садах:
- Россия — 2700$,
- США — 56 800$,
- Франция — 31 100$,
- Германия — 30 100$,
- Канада — 32 900$,
- Южная Корея — 18 100$.
Особенности поступления на педагогическое направление
Для будущих учителей школ в большинстве стран есть общее главное правило — сдача вступительных экзаменов по тому профилю, которому в будущем специалист планирует обучать детей. В ситуации, если абитуриент выбирает направление с двумя профилями, тогда количество его вступительных испытаний увеличивается, т.е. дополняется ещё одним узконаправленным предметом.
Другие этапы и документы для поступления отличаются в зависимости от конкретной страны, учебного учреждения и выбранной специальности — обращайтесь к нашим консультантам за подробным разбором конкретного обучающего курса!