В пустыне можно ненароком встретить рельсы – старые, покрытые пеком. А еще там могут лежать целые паровозы и старые вагоны! Это то, что осталось от истории, когда весь мусульманский мир хотел вскладчину построить железную дорогу, временно ставшей безопасным, удобным путем из Стамбула в Мекку, ведь там хоть раз в жизни должен побывать каждый мусульманин.

Интересный проект
Строительство Хиджазской дороги началось в 1900 году согласно приказу османского султана Абдул-Хамида II. Она должны была пролегать непосредственно до Мекки. Мусульманам предложили пожертвовать средства на создание пути, который облегчит паломничество к заветному городу.
Интересно, что от других стран деньги не принимали, считая это предприятие внутренним делом империи. С точки зрения военных, строительство поможет держать под контролем дальние регионы, ведь туда будет гораздо проще и быстрее попасть.
Такое было уже в 1870-х годах, ни о какой Первой мировой тогда не шло речи, а ведь именно она позже станет помехой для достраивания — более того, из-за нее произойдет раздел дальних регионов Османской империи. Поэтому мнение военных на тот момент вполне понятно.
Методы рекламы
У многих были большие сомнения, что Турция финансово справится с данной задачей. Однако принимались эффективные методы, которые сейчас назвали бы качественным пиаром: печатались рекламные брошюры с призывом внести пожертвование для стройки века, а жертвователям выдавали особые медальоны. К этому делу привлекались солдаты-срочники, а взамен они получали сокращение срока службы. Османская армия тогда призывала молодых людей возраста от 20 до 26 лет, это делалось ежегодно, но попадали туда не все подряд: для определения призывников использовали жребий. Так получалось около 25 тысяч в год. Интересно, что брали только мусульман, а христианам следовало платить особый налог.
Что из этого вышло?
Одна из причин, по которым постройка дороги откладывалась годами – эмир Мекки: ему было невыгодно такое предприятие, ведь тот получал хорошую прибыль с верблюдов.
Все-таки строительство железнодорожных путей началось, однако их довели лишь до Медины. Было недостроено около 400 км до Мекки. Когда началось арабское восстание в 1916 году, армия Турции использовала железную дорогу для военных целей, как изначально и предполагалось. Там велась партизанская война: подрывались мосты, поезда. Как итог, дорога не стала достраиваться, оставшись заброшенной.
Восстания проходили под началом военных Британии, так что Хиджазская железная дорога стала разрушаться с наступлением Первой мировой. Местные бедуины совершали нападения на железнодорожные пути еще до начала войны, так как дорога была конкурентом для них, как и для эмира Мекки. Многие века арабам платили за охрану паломников и сопровождение.
Сегодня
После Первой мировой войны обсуждалось восстановление дороги, но этого не случилось. Интересно, что часть ее еще действует: пассажиры на старинной узкоколейке ездят из Аммана до Дамаска в Сирии. Остался и участок от Маана до Акабы. Вроде как там до сих пор используют паровозы и вагоны начала XX столетия. Сделанный в 1898 году немецкий паровоз – местная достопримечательность.
Много стран на данный момент использует то, что Османская империя строила в начале XX века. Например, в Сирии до нынешней войны действовала часть Хиджазской железной дороги, но недавно была закрыты.
Часть пустыни, упомянутая нами в начале, где находятся ржавые поезда и заброшенные железнодорожные станции, расположена теперь на территории Саудовской Аравии.