2025-07-15 09:07:33

Откуда в арабских пустынях взялись заброшенные поезда?

Откуда в арабских пустынях взялись заброшенные поезда?

В пустыне можно ненароком встретить рельсы – старые, покрытые пеком. А еще там могут лежать целые паровозы и старые вагоны! Это то, что осталось от истории, когда весь мусульманский мир хотел вскладчину построить железную дорогу, временно ставшей безопасным, удобным путем из Стамбула в Мекку, ведь там хоть раз в жизни должен побывать каждый мусульманин.

Интересный проект

Строительство Хиджазской дороги началось в 1900 году согласно приказу османского султана Абдул-Хамида II. Она должны была пролегать непосредственно до Мекки. Мусульманам предложили пожертвовать средства на создание пути, который облегчит паломничество к заветному городу.

Интересно, что от других стран деньги не принимали, считая это предприятие внутренним делом империи. С точки зрения военных, строительство поможет держать под контролем дальние регионы, ведь туда будет гораздо проще и быстрее попасть.

Такое было уже в 1870-х годах, ни о какой Первой мировой тогда не шло речи, а ведь именно она позже станет помехой для достраивания — более того, из-за нее произойдет раздел дальних регионов Османской империи. Поэтому мнение военных на тот момент вполне понятно.

Методы рекламы

У многих были большие сомнения, что Турция финансово справится с данной задачей. Однако принимались эффективные методы, которые сейчас назвали бы качественным пиаром: печатались рекламные брошюры с призывом внести пожертвование для стройки века, а жертвователям выдавали особые медальоны. К этому делу привлекались солдаты-срочники, а взамен они получали сокращение срока службы. Османская армия тогда призывала молодых людей возраста от 20 до 26 лет, это делалось ежегодно, но попадали туда не все подряд: для определения призывников использовали жребий. Так получалось около 25 тысяч в год. Интересно, что брали только мусульман, а христианам следовало платить особый налог.

Что из этого вышло?

Одна из причин, по которым постройка дороги откладывалась годами – эмир Мекки: ему было невыгодно такое предприятие, ведь тот получал хорошую прибыль с верблюдов.

Все-таки строительство железнодорожных путей началось, однако их довели лишь до Медины. Было недостроено около 400 км до Мекки. Когда началось арабское восстание в 1916 году, армия Турции использовала железную дорогу для военных целей, как изначально и предполагалось. Там велась партизанская война: подрывались мосты, поезда. Как итог, дорога не стала достраиваться, оставшись заброшенной.

Восстания проходили под началом военных Британии, так что Хиджазская железная дорога стала разрушаться с наступлением Первой мировой. Местные бедуины совершали нападения на железнодорожные пути еще до начала войны, так как дорога была конкурентом для них, как и для эмира Мекки. Многие века арабам платили за охрану паломников и сопровождение.

Сегодня

После Первой мировой войны обсуждалось восстановление дороги, но этого не случилось. Интересно, что часть ее еще действует: пассажиры на старинной узкоколейке ездят из Аммана до Дамаска в Сирии. Остался и участок от Маана до Акабы. Вроде как там до сих пор используют паровозы и вагоны начала XX столетия. Сделанный в 1898 году немецкий паровоз – местная достопримечательность.

Много стран на данный момент использует то, что Османская империя строила в начале XX века. Например, в Сирии до нынешней войны действовала часть Хиджазской железной дороги, но недавно была закрыты.

Часть пустыни, упомянутая нами в начале, где находятся ржавые поезда и заброшенные железнодорожные станции, расположена теперь на территории Саудовской Аравии.

Поделиться
Оставить отзыв
Все статьи
Ваш комментарий/отзыв/вопрос
Здесь пока нет ни одного комментария
Ваш комментарий / отзыв
Если у вас есть вопрос напишите его мы постараемся ответить
* - Обязательное поле

Отзывы наших студентов Смотреть другие видеоотзывы наших студентов

play
YouTube video playerD3EYRnozxps
play
YouTube video playeranZ4q63C4v0
play
YouTube video player8sNebkElChw
play
YouTube video player8LKj9MBnV7c
Напишите нам, мы онлайн!
Наши Telegram каналы

Заказать звонок

Оставляя заявку, вы принимаете условия Политики конфиденциальности