Подготовка к знаменитой Всемирной выставке в Париже 1900 года повлекла за собой большие изменения в городе: заработала первая ветка подземки, были проложены новые дороги, возведены Эйфелева башня, дворцы, мосты, вокзалы. Одной из таких новостроек стал железнодорожный вокзал Орсэ на одноименной набережной, на Левом берегу, сразу же полюбившийся парижанам за красоту архитектуры, что было объяснимо на фоне множества появившихся уродливых индустриальных конструкций. Сегодня это здание занимает музей изобразительных искусств Орсэ, который по праву можно отнести к наиболее посещаемым местам Европы.
История появления музея
Век вокзала оказался недолгим. Уже через несколько десятилетий стало понятно, что без значительного изменения внешнего облика здания невозможно его модернизировать под удлинившиеся составы и новые мощные локомотивы. Были попытки сделать из здания склад и кинопавильон, проводить здесь аукционы, сдавать в аренду. Вокзал ветшал, вопрос о его сносе был почти решен, когда в 1977 г. под влиянием общественного мнения власти Парижа приняли решение организовать в вокзальном здании музейную площадку. Реконструкция началась в 1980 г., и в 1986 г. Франсуа Миттеран на церемонии открытия торжественно объявил, что в Париже заработал музей изобразительного искусства Орсэ.
Экспозиция и организация внутреннего пространства
Предметы искусства для музея Орсэ начали собирать заранее, еще до его открытия. Часть приобрели меценаты, поделились шедеврами из своих запасников Люксембургский дворец, Лувр и Клюни, некоторые коллекции были переданы наследниками в счет уплаты налогов государству – это предусматривает законодательство Франции. Экспонаты Орсэ, в основном, относятся к периоду с 1850 по 1915 гг., чтобы не создавать конкуренции другим выставочным площадкам Парижа.
Пять этажей музея Орсэ представляют в строгом хронологическом порядке живопись, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, графику, мебель и архитектуру.
Бесконечными железнодорожными путями уходят вдаль выставленные в основном зале бывшего вокзала скульптуры, сбоку расположены залы живописи, включающие в себя бесценное собрание работ художников-импрессионистов мирового уровня:
- «Автопортрет» (Винсент ван Гог)
- «Таитянские женщины на побережье» (Поль Гоген)
- «Улица Монторгей» (Клод Моне)
- «Похороны в Орнане» (Гюстав Курбе)
- «Завтрак на траве» (Эдуард Мане)
- «Цирк» (Жорж Сёра)
- «Игроки в карты» (Поль Сезанн) и многие другие.
Второй этаж музея Орсэ представляет натурализм и символизм: скульптурные работы Родена, Клодель и Майоля отделены от остальных картин полотна Ван Гога и Гогена. Третий и четвертый ярусы отданы импрессионистам и постимпрессионистам, также здесь выставлены предметы мебели стиля модерн, воссоздающие образчик типичного интерьера более чем столетней давности. Пятый этаж как своего рода итог и вершина экспозиции Орсэ – Дега, Сислей, Писарро, Ренуар.
Редкая коллекция архитектуры музея Орсэ
Мало какие музеи берутся представлять архитектуру как вид искусства, считая, что это не так зрелищно и завлекательно, да и экономя площади. Приятным исключением можно считать музей Орсэ, который сам является ярким образцом удачного вживления современного здания в существующую концепцию старого Парижа.
Основная задача архитектурной части экспозиции – познакомить посетителей с многообразием и богатством традиций разных школ в конструировании, строительстве и отделке зданий на рубеже 19 и 20-го столетий. К поистине бесценным экспонатам можно отнести:
- переданное Лувром собрание чертежей и планов мэтров Балтрана, Гарнье, Эйфеля, Дюбана
- макеты и реконструкции по исследованиям археологов
- работы последователей школы Венского сецессеона Отто Вагнера
- лучшие концептуальные проекты стиля арт-нуво Эмиля Галле и Гектора Гимара.
Объект относится к музеям.