На наших глазах сфера образования во всём мире проходит через колоссальную трансформацию, по масштабам сопоставимую с внедрением обязательного среднего образования в конце XIX-середине XX века. Ученые считают, что с каждым годом всё большую роль будет играть учеба в формате онлайн, а в учебный процесс будут внедряться демократические практики, одной из которых считают обучение peer-to-peer.
Что такое peer-to-peer-обучение? В чем отличие взаимного и совместного обучения?
Peer-to-peer-обучение — это концепция, у которой пока нет конкретной дефиниции. Считается, что в рамках этой модели ученики учат друг друга, обмениваясь знаниями, компетенциями и информацией, одновременно формируя социальные связи и генерируя сообщества, основанные и функционирующие на принципах взаимопомощи и взаимной поддержки. Это если официально.
Роль педагога при этом принципиально меняется по сравнению с существующей моделью. Если в классической современной школе он — источник знаний, координатор учебного процесса, отчасти воспитатель, то в этой новой модели он становится на позицию генератора и фасилитатора учебной среды, что делает её разновидностью активного обучения.
Эта модель предельно демократична, так как между непосредственными участниками обучения нет отношений, основанных на принципе подчинения.
В то же время P2P-обучение — модель новая, так что единого подхода к её определению и классификации нет. Некоторые педагоги убеждены, что речь в данном случае идёт обо всех отношениях между обладающими одинаковым статусом студентами, а другие считают P2P-обучение и collaborative learning (совместное обучение) разными разновидностями академического процесса: совместное обучение в этом случае означает работу в группе с последующим обсуждением, а P2P — процесс, при котором один ученик ведёт другого в рамках задачи, то есть один ученик учит второго. Первая модель используется, когда класс обсуждает новую тему, а вторая — если нужно учить студентов с разным уровнем подготовки (тогда одни будут помогать учиться другим).
Откуда появилось P2P-обучение?
Идея отнюдь не нова: впервые такая методика появилась аж в XVIII столетии. Её разработали параллельно педагоги Белл и Ланкастер, а смысл сводился к тому, что студенты, освоившие тему (их в рамках модели называли мониторами) помогали учиться остальным. И у Белла, и у Ланкастера модель служила в основном для ликвидации безграмотности, когда более успешные ученики, получив инструкции от учителя, помогали отстающим.
К середине XIX столетия такую систему успели апробировать англичане и французы, датчане и американцы, немцы и японцы. Наконец, её использовали в России — и до революции, и особенно после, в рамках концепции ликбезов (ликвидации безграмотности). Для многих представителей пролетариата и беднейших слоев крестьянства такое взаимообучение было единственным шансом стать грамотными.
По мере того, как в Европе и США грамотность стала приближаться к 100%, ланкастерские школы ушли в прошлое, но сама методика трансформировалась и была «вмонтирована» во многие педагогические подходы и методы.
На каких принципах строится взаимное обучение?
Как таковых принципов взаимного обучения пока не выработано, поэтому на практике оно реализуется по-разному, например:
- Опытный студент помогает учиться отстающему
Наиболее распространённый формат; обычно школьники старших классов работают с младшеклассниками (аналогично действуют менторские программы в корпоративном сегменте).
- Дискуссионные семинары
В рамках таких семинаров учащиеся в формате дискуссии обмениваются мнениями, выясняют моменты и аспекты, которые остались для них не ясными, сообщают дополнительную информацию. Очень близки к дискуссионному формату академические группы поддержки: студенты при таком сценарии вместе готовятся к контрольным и экзаменам, обсуждают разные темы, предлагают новые идеи.
- Обратная связь
Студенты взаимно контролируют друг друга, стараясь дать обратную связь. Этот формат используется и в школах, и в вузах, и (очень часто) в корпоративном сегменте.
Кроме того, сравнительно популярны групповые или совместные проекты, а также баддинг (от английского buddy, приятель — эта модель очень напоминает академическую нагрузку в советских школах).
В чём плюсы P2P-обучения?
В числе ключевых преимуществ:
- Эффективность в сфере осознанного обучения, развития критического мышления и soft skills, повышения коммуникабельности, развитие навыков командной работы и обучения, упорства как умения справляться с трудностями.
- Глубокое погружение в тему, что подтверждается результатами исследований: делиться знаниями с другими учениками полезно, так как, обучая другого, студент попросту вынужден повторять уже изученный материал.
- Повышение мотивации учиться за счёт позитивного подкрепления со стороны других студентов: похвала со стороны такого же, как ты, воспринимается как нечто более ценное по сравнению с похвалой от учителя.
- При P2P-обучении проще понять и разделить мотивы и разглядеть точку приложения полученных знаний на практике.
- При таком формате растёт вовлечённость. Ученые неоднократно доказали, что в этом случае растёт ещё и эффективность: активно вовлеченные в академический процесс студенты показывают кратно лучшие результаты на экзаменах по сравнению с теми, кто демонстрирует пассивность.
- Взаимное и совместное обучение способствует созданию атмосферы доверия и безопасности: попросить о помощи коллегу психологически проще, чем учителя или начальника на работе.
Недостатки peer-to-peer-обучения
Есть у этого метода и недостатки.
- Участники учебного процесса обладают недостаточной квалификацией и опытом, ведь учить не так просто, как кажется (недаром во многих странах педагогические университеты считаются отдельным типом вузов!), нужна постоянная практика.
- Дети и подростки относятся к процессу не так серьёзно и могут бросать дело на половине пути. Педагог более мотивирован: если ученики не освоят программу, то не смогут сдать экзамены или написать контрольную, а крайним окажется учитель.
- Обучение практически невозможно проконтролировать, так что результаты могут быть достаточно непредсказуемыми.