2025-07-15 16:01:07

Обучение Peer-to-peer: новая стратегия, рискующая вызвать революцию в образовании

Обучение Peer-to-peer: новая стратегия, рискующая вызвать революцию в образовании

На наших глазах сфера образования во всём мире проходит через колоссальную трансформацию, по масштабам сопоставимую с внедрением обязательного среднего образования в конце XIX-середине XX века. Ученые считают, что с каждым годом всё большую роль будет играть учеба в формате онлайн, а в учебный процесс будут внедряться демократические практики, одной из которых считают обучение peer-to-peer.

Что такое peer-to-peer-обучение? В чем отличие взаимного и совместного обучения?

Peer-to-peer-обучение — это концепция, у которой пока нет конкретной дефиниции. Считается, что в рамках этой модели ученики учат друг друга, обмениваясь знаниями, компетенциями и информацией, одновременно формируя социальные связи и генерируя сообщества, основанные и функционирующие на принципах взаимопомощи и взаимной поддержки. Это если официально.

Роль педагога при этом принципиально меняется по сравнению с существующей моделью. Если в классической современной школе он — источник знаний, координатор учебного процесса, отчасти воспитатель, то в этой новой модели он становится на позицию генератора и фасилитатора учебной среды, что делает её разновидностью активного обучения.

Эта модель предельно демократична, так как между непосредственными участниками обучения нет отношений, основанных на принципе подчинения.

В то же время P2P-обучение — модель новая, так что единого подхода к её определению и классификации нет. Некоторые педагоги убеждены, что речь в данном случае идёт обо всех отношениях между обладающими одинаковым статусом студентами, а другие считают P2P-обучение и collaborative learning (совместное обучение) разными разновидностями академического процесса: совместное обучение в этом случае означает работу в группе с последующим обсуждением, а P2P — процесс, при котором один ученик ведёт другого в рамках задачи, то есть один ученик учит второго. Первая модель используется, когда класс обсуждает новую тему, а вторая — если нужно учить студентов с разным уровнем подготовки (тогда одни будут помогать учиться другим).

Откуда появилось P2P-обучение?

Идея отнюдь не нова: впервые такая методика появилась аж в XVIII столетии. Её разработали параллельно педагоги Белл и Ланкастер, а смысл сводился к тому, что студенты, освоившие тему (их в рамках модели называли мониторами) помогали учиться остальным. И у Белла, и у Ланкастера модель служила в основном для ликвидации безграмотности, когда более успешные ученики, получив инструкции от учителя, помогали отстающим.

К середине XIX столетия такую систему успели апробировать англичане и французы, датчане и американцы, немцы и японцы. Наконец, её использовали в России — и до революции, и особенно после, в рамках концепции ликбезов (ликвидации безграмотности). Для многих представителей пролетариата и беднейших слоев крестьянства такое взаимообучение было единственным шансом стать грамотными.

По мере того, как в Европе и США грамотность стала приближаться к 100%, ланкастерские школы ушли в прошлое, но сама методика трансформировалась и была «вмонтирована» во многие педагогические подходы и методы.

На каких принципах строится взаимное обучение?

Как таковых принципов взаимного обучения пока не выработано, поэтому на практике оно реализуется по-разному, например:

  • Опытный студент помогает учиться отстающему

Наиболее распространённый формат; обычно школьники старших классов работают с младшеклассниками (аналогично действуют менторские программы в корпоративном сегменте).

  • Дискуссионные семинары

В рамках таких семинаров учащиеся в формате дискуссии обмениваются мнениями, выясняют моменты и аспекты, которые остались для них не ясными, сообщают дополнительную информацию. Очень близки к дискуссионному формату академические группы поддержки: студенты при таком сценарии вместе готовятся к контрольным и экзаменам, обсуждают разные темы, предлагают новые идеи.

  • Обратная связь

Студенты взаимно контролируют друг друга, стараясь дать обратную связь. Этот формат используется и в школах, и в вузах, и (очень часто) в корпоративном сегменте.

Кроме того, сравнительно популярны групповые или совместные проекты, а также баддинг (от английского buddy, приятель — эта модель очень напоминает академическую нагрузку в советских школах).

В чём плюсы P2P-обучения?

В числе ключевых преимуществ:

  • Эффективность в сфере осознанного обучения, развития критического мышления и soft skills, повышения коммуникабельности, развитие навыков командной работы и обучения, упорства как умения справляться с трудностями.
  • Глубокое погружение в тему, что подтверждается результатами исследований: делиться знаниями с другими учениками полезно, так как, обучая другого, студент попросту вынужден повторять уже изученный материал.
  • Повышение мотивации учиться за счёт позитивного подкрепления со стороны других студентов: похвала со стороны такого же, как ты, воспринимается как нечто более ценное по сравнению с похвалой от учителя.
  • При P2P-обучении проще понять и разделить мотивы и разглядеть точку приложения полученных знаний на практике.
  • При таком формате растёт вовлечённость. Ученые неоднократно доказали, что в этом случае растёт ещё и эффективность: активно вовлеченные в академический процесс студенты показывают кратно лучшие результаты на экзаменах по сравнению с теми, кто демонстрирует пассивность.
  • Взаимное и совместное обучение способствует созданию атмосферы доверия и безопасности: попросить о помощи коллегу психологически проще, чем учителя или начальника на работе.

Недостатки peer-to-peer-обучения

Есть у этого метода и недостатки.

  • Участники учебного процесса обладают недостаточной квалификацией и опытом, ведь учить не так просто, как кажется (недаром во многих странах педагогические университеты считаются отдельным типом вузов!), нужна постоянная практика.
  • Дети и подростки относятся к процессу не так серьёзно и могут бросать дело на половине пути. Педагог более мотивирован: если ученики не освоят программу, то не смогут сдать экзамены или написать контрольную, а крайним окажется учитель.
  • Обучение практически невозможно проконтролировать, так что результаты могут быть достаточно непредсказуемыми.
Поделиться
Оставить отзыв
Все статьи
Ваш комментарий/отзыв/вопрос
Здесь пока нет ни одного комментария
Ваш комментарий / отзыв
Если у вас есть вопрос напишите его мы постараемся ответить
* - Обязательное поле

Отзывы наших студентов Смотреть другие видеоотзывы наших студентов

play
YouTube video playerD3EYRnozxps
play
YouTube video playeranZ4q63C4v0
play
YouTube video player8sNebkElChw
play
YouTube video player8LKj9MBnV7c
Напишите нам, мы онлайн!
Наши Telegram каналы

Заказать звонок

Оставляя заявку, вы принимаете условия Политики конфиденциальности