2025-07-15 10:02:17

Образование в эпоху ИИ: почему стандартный подход уже не работает

Как объяснить ребенку, зачем читать книги? Можно попробовать предложить ребенку выбрать профессию будущего, ведь с приходом искусственного интеллекта работу смогут найти либо те, кто превосходит искусственный интеллект по навыкам и способен разбираться с его алгоритмами, либо... скажем, парикмахеры.

Хотя, кто знает, может скоро уже появятся роботы-парикмахеры?

Первый вариант требует креативного мышления, начитанности, способности анализировать. Второй — наличия опыта, практических навыков, но видимо скоро рынок будет переполнен подобными профессиями, потому что уровень школьного и вузовского образования падает.

Что говорят преподаватели: ИИ и академическая честность

Летом было проведено масштабное исследование среди преподавателей вузов и колледжей. Оказалось, что педагоги не в восторге от влияния нейросетей: они отмечают рост академической нечестности, ухудшение навыков студентов и снижение качества контента, который те сдают в качестве своих работ.

И такое встречается не только в России! По данным издательского дома Wiley, 68% преподавателей по всему миру скептически относятся к влиянию ИИ на студентов и образовательный процесс.

Но больше всего о проблеме говорят реальные истории. Один из респондентов исследования поделился: на вопрос «Что вас порадовало за последнее время?» он ответил: «Студент сам выполнил работу. Неправильно, но сам». Тревожный звоночек…

Бессмысленные запреты и бесполезные меры

Логичный шаг — запретить использование ИИ в учебных работах. Но как? Попытки уже были, но, как признают сами преподаватели, толку от них немного. В одном вузе, например, студент теперь обязан указывать, какой именно ИИ он использует. Но кто проверит, правда ли это? Антиплагиат-системы тоже не панацея: они могут анализировать только выпускные работы, а для контрольных и обычных эссе недоступны.

К тому же исследования показывают, что проблема нечестности была и раньше. Например, опрос, проведенный в 40 университетах США, показал, что 70% студентов хотя бы раз списывали! И что самое интересное — после появления ChatGPT этот показатель не вырос, а даже немного снизился.

Может, дело не в ИИ?

Тогда почему студенты все чаще прибегают к помощи алгоритмов? Скорее всего, причина в самом формате учебных заданий. Если работа сводится к пересказу информации и проставлению ссылок, то, конечно, с этим легко справится нейросеть. Вопрос — зачем студенту тратить на это время, если достаточно ввести пару запросов в ChatGPT? Значит, проблема не в том, что студенты используют ИИ, а в том, что они не видят смысла в своих заданиях.

Какие задания нейросети пока не по зубам?

Чтобы действительно проверять знания, нужно изменить сам подход к образованию: переписывание рефератов должно уйти в прошлое, акцент стоит делать на креативных и аналитических задачах, с которыми ИИ в одиночку не справится. Например:

  • Глубокий анализ контекста. Почему в одной стране революции заканчиваются успехом, а в другой провалом?
  • Практическое применение знаний. Как можно улучшить инфраструктуру родного города?
  • Фактчекинг. Какие из популярных исторических мифов на самом деле неправда?

Такие задания требуют от студента размышлений, поиска нестандартных решений, критического мышления.

Высшее образование: пересборка системы

ИИ уже заставил многие профессии меняться — теперь очередь дошла до образования. Фундаментальное образование должно снова стать по-настоящему фундаментальным:

  • Изучение не только профильных дисциплин, но и логики, риторики, философии,
  • Навыки ведения дискуссий, аргументации, взаимодействия с другими людьми,
  • Развитие аналитического мышления и способности видеть связи между разными сферами.

По сути, это возвращение к классическому университетскому образованию, где важен не просто объем знаний, а умение мыслить, рассуждать, анализировать.

Выбор между фонариком и прожектором

Выпустить студента в мир только с прикладными навыками — все равно что дать ему фонарик в темном лесу: так он будет видеть только узкий участок пути. Но если он научится анализировать, строить логические связи и понимать широкий контекст — у него появится прожектор, освещающий гораздо большее пространство!

Вот в этом и состоит новая роль образования в эпоху ИИ: не бороться с технологиями, а учить людей быть на шаг впереди них.

Поделиться
Оставить отзыв
Все статьи
Ваш комментарий/отзыв/вопрос
Здесь пока нет ни одного комментария
Ваш комментарий / отзыв
Если у вас есть вопрос напишите его мы постараемся ответить
* - Обязательное поле

Отзывы наших студентов Смотреть другие видеоотзывы наших студентов

play
YouTube video playerD3EYRnozxps
play
YouTube video playeranZ4q63C4v0
play
YouTube video player8sNebkElChw
play
YouTube video player8LKj9MBnV7c
Напишите нам, мы онлайн!
Наши Telegram каналы

Заказать звонок

Оставляя заявку, вы принимаете условия Политики конфиденциальности