Как объяснить ребенку, зачем читать книги? Можно попробовать предложить ребенку выбрать профессию будущего, ведь с приходом искусственного интеллекта работу смогут найти либо те, кто превосходит искусственный интеллект по навыкам и способен разбираться с его алгоритмами, либо... скажем, парикмахеры.
Хотя, кто знает, может скоро уже появятся роботы-парикмахеры?
Первый вариант требует креативного мышления, начитанности, способности анализировать. Второй — наличия опыта, практических навыков, но видимо скоро рынок будет переполнен подобными профессиями, потому что уровень школьного и вузовского образования падает.
Что говорят преподаватели: ИИ и академическая честность
Летом было проведено масштабное исследование среди преподавателей вузов и колледжей. Оказалось, что педагоги не в восторге от влияния нейросетей: они отмечают рост академической нечестности, ухудшение навыков студентов и снижение качества контента, который те сдают в качестве своих работ.
И такое встречается не только в России! По данным издательского дома Wiley, 68% преподавателей по всему миру скептически относятся к влиянию ИИ на студентов и образовательный процесс.
Но больше всего о проблеме говорят реальные истории. Один из респондентов исследования поделился: на вопрос «Что вас порадовало за последнее время?» он ответил: «Студент сам выполнил работу. Неправильно, но сам». Тревожный звоночек…
Бессмысленные запреты и бесполезные меры
Логичный шаг — запретить использование ИИ в учебных работах. Но как? Попытки уже были, но, как признают сами преподаватели, толку от них немного. В одном вузе, например, студент теперь обязан указывать, какой именно ИИ он использует. Но кто проверит, правда ли это? Антиплагиат-системы тоже не панацея: они могут анализировать только выпускные работы, а для контрольных и обычных эссе недоступны.
К тому же исследования показывают, что проблема нечестности была и раньше. Например, опрос, проведенный в 40 университетах США, показал, что 70% студентов хотя бы раз списывали! И что самое интересное — после появления ChatGPT этот показатель не вырос, а даже немного снизился.
Может, дело не в ИИ?
Тогда почему студенты все чаще прибегают к помощи алгоритмов? Скорее всего, причина в самом формате учебных заданий. Если работа сводится к пересказу информации и проставлению ссылок, то, конечно, с этим легко справится нейросеть. Вопрос — зачем студенту тратить на это время, если достаточно ввести пару запросов в ChatGPT? Значит, проблема не в том, что студенты используют ИИ, а в том, что они не видят смысла в своих заданиях.
Какие задания нейросети пока не по зубам?
Чтобы действительно проверять знания, нужно изменить сам подход к образованию: переписывание рефератов должно уйти в прошлое, акцент стоит делать на креативных и аналитических задачах, с которыми ИИ в одиночку не справится. Например:
- Глубокий анализ контекста. Почему в одной стране революции заканчиваются успехом, а в другой провалом?
- Практическое применение знаний. Как можно улучшить инфраструктуру родного города?
- Фактчекинг. Какие из популярных исторических мифов на самом деле неправда?
Такие задания требуют от студента размышлений, поиска нестандартных решений, критического мышления.
Высшее образование: пересборка системы
ИИ уже заставил многие профессии меняться — теперь очередь дошла до образования. Фундаментальное образование должно снова стать по-настоящему фундаментальным:
- Изучение не только профильных дисциплин, но и логики, риторики, философии,
- Навыки ведения дискуссий, аргументации, взаимодействия с другими людьми,
- Развитие аналитического мышления и способности видеть связи между разными сферами.
По сути, это возвращение к классическому университетскому образованию, где важен не просто объем знаний, а умение мыслить, рассуждать, анализировать.
Выбор между фонариком и прожектором
Выпустить студента в мир только с прикладными навыками — все равно что дать ему фонарик в темном лесу: так он будет видеть только узкий участок пути. Но если он научится анализировать, строить логические связи и понимать широкий контекст — у него появится прожектор, освещающий гораздо большее пространство!
Вот в этом и состоит новая роль образования в эпоху ИИ: не бороться с технологиями, а учить людей быть на шаг впереди них.