В каком возрасте лучше отдавать ребенка в школу? Как понять, что пора в первый раз в первый класс? О, сколько копий сломано в этих дискуссиях! Выскажем и мы свое мнение, а вы в комментариях сможете обсудить, согласны с нами или нет.

Признаки, что ребенок готов идти в школу
Нет, это не далеко не только чисто академические навыки — мол, считать и писать умеет, пусть идет. Обязательно нужно учитывать психологическую, эмоциональную, социальную готовность, воспитанную мотивацию.
В целом психологи сходятся во мнении — ребенок готов к школе, если вы можете утвердительно ответить на следующие вопросы:
- Ребенок понимает, что школа отличается от детского сада или жизни дошколенком, ему интересно попробовать новое, понять, что там происходит,
- Он готов вступать в коммуникацию с детьми и взрослыми, не боится общения, отвечает на вопросы и обращения к нему, способен сам обратиться к кому-то первый,
- Он хоть сколько-нибудь усидчив, может заниматься одним и тем же некоторое время без переключения внимания,
- У него развита память, внимание и речь соответственно своему возрасту (такое заключение может вам дать психолог и/или невролог).
Психология
К счастью, сейчас большинство российских школ перед зачислением первоклашек проводят с детьми собеседования, тестирования, пробные дни. В принципе, на вопросы выше как раз школьный психолог, ответственный за прием дошколят, и сможет найти ответы (вместе с вами). Собеседования бояться не стоит, обычно оно простое и коротенькое: у ребенка спросят, как его зовут, сколько ему лет, где он живет, попросят рассказать о родителях, семье, друзьях или домашнем животном.
Очень полезен пробный день — или в принципе какое-то «тестовое время» в выбранной школе под наблюдением психолога. Так можно будет оценить, насколько ребенок готов играть с другими, соблюдает ли он правила (и готов ли выдумать свои, с которыми согласятся другие!), есть ли у него лидерские задатки. Насколько ребенок готов взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, может ли отстаивать свое мнение и считаться с чужим? А если случится конфликт, как он будет себя вести — и не станет ли его причиной/разжигателем?
Старые-добрые доверительные разговоры, конечно, никто не отменял! Поговорите с ребенком о том, что он думает о школе, ждет ли от нее чего-то, может, чего-то боится, что-то его волнует. В какой роли он себя видит? Как представляет себе процесс учебы в принципе?
Игровые методы
От детского сада и в принципе привольной дошкольной жизни школа отличается кардинально, поэтому ребенка к школе надо готовить заблаговременно и постепенно. Лучше всего использовать для этого игровые, нативные методы, т.к. они лучше всего работают в столь нежном возрасте.
Например, одна из первостепенных задач — развитие усидчивости, концентрации внимания, дисциплинированности. Есть множество игр, которые готовы развить эти качества у ребенка (заодно и укрепив его память), многие из них можно проходить онлайн, можно походить в специальные развивающие центры или взять пару консультаций у специалиста и заниматься дома самостоятельно. Обычно в таких играх очень четкие правила: ребенок либо учится их соблюдать, либо не может играть с остальными в принципе. Так воспитывается к тому же ответственность, самостоятельность.
Как всегда, отличным подспорьем будет чтение. Читайте сказки, повести, рассказы, а потом обсуждайте прочитанное. Так вы сможете развить у ребенка логику, выстраивание логических цепочек, причинно-следственных связей.
Правила поведения и этика
Стоит заранее обговорить с ребенком, как ведут себя в школе — на перемене, на уроке, до и после занятий, как обращаться к учительнице и т.д. Очень здорово, если есть возможность провести по школе (еще пока пустой) небольшую экскурсию: вот тут мы заходим, раздеваемся и меняем обувь, вот тут холлы, лестницы, вот твой кабинет, вот тут туалет, тут медпункт, тут столовая… Это поможет ребенку чувствовать себя увереннее в самые волнительные первые дни.
Обязательно обговорите, что у будущего школьника есть и права, и обязанности: взрослых слушать нужно, но и отстаивать свои интересы — тоже. Главное, дать понять, что с любой спорной ситуацией ребенок может прийти к папе и маме.
Общение
Это, пожалуй, тоже навык из топ-3 необходимых каждому первоклашке, особенно если ребенок не ходил в детский сад или аналогичные группы раннего развития, подготовки к школе. Правда, всегда выручит старая-добрая песочница и игры во дворе, секции и доп. кружки! Любой опыт общения подготовит малыша к тому, что круг общения может меняться, что вокруг него будут люди, поначалу незнакомые, очень приятные ему и не очень, и с каждым нужно будет уметь выстроить коммуникацию.
Идеальный вариант, когда незадолго до 1 сентября школа организует встречи детей и родителей: это и практика общения, и знакомство с педагогом, и первое запоминание школьных пространств и классов. Как правило, даже недели-двух достаточно, чтобы первоклассник пошел в школу с удовольствием и без страха, ведь для него там уже много знакомого.
Как бороться с буллингом
Искренне надеемся, что вам не пригодится все, что написано ниже, но предупрежден — вооружен. Случаи буллинга находятся даже в детском саду, потому нужно знать, что делать, в любом возрасте.
Самое главное правило: жертва никогда не виновата в буллинге!
Решать проблему всегда надо решать:
- Быстро,
- Комплексно.
Привлекайте педагогов, психологов, других детей с их родителями, администрацию школы, классного руководителя. Не провоцирует ли конфликты учитель, не закрывает ли глаза на травлю и несправедливые нападки, всегда ли он тактичен? В младших классах учитель — непререкаемый авторитет для детей, именно он задает векторы их поведения, именно он ответственен за комфортную, дружелюбную атмосферу.
Бонус: Как вернуться в школу после каникул
Но ведь не только первоклассникам трудно! Выходить из вольготных летних денечков к ранним подъемам и школьному расписанию трудно в любом возрасте, так что дети неминуемо получают повышенный уровень тревоги и стресса. Как помочь им с ними справиться?
Главное — начинайте готовиться заранее, плавно, постепенно. Не нужно мучить ребенка весь август повторением учебной программы — для этого будет добрая половина первой четверти, не забирайте у него лето! Но если вы потихоньку, без суеты и безумных глаз, начнете покупать новую одежду и обувь, школьные принадлежности и учебники, «потренируетесь» собирать портфель, начнете отлаживать режим дня, то к 1 сентября ребенок придет не только более собранным, но и более спокойным и готовым к учебе.