С начала этого учебного года на всей территории РФ начнет действовать унифицированная образовательная программа, названная «золотым стандартом обучения» для всех школьных предметов. В связи с этим до 2025 года выпустят новые государственные учебники по каждой дисциплине. В качестве эксперимента уже были появились учебники по истории для старшеклассников.

Чего коснутся изменения?
На днях в информационном агентстве ТАСС состоялась встреча с журналистами из различных СМИ, где освещался вопрос новых учебных пособий по истории для 10-11 классов, которые дебютируют в этом учебном году. Школьникам предложат четыре книги: два тома по истории России и столько же по мировой истории. Это решение о слиянии учебных курсов было предварительно объявлено министерством в прошлом году.
Визуально и по стоимости новые издания могут отличаться от предыдущих версий: твердая обложка, надежный переплет… Однако ключевые обновления затронули содержательную часть учебников.
Что нового внутри
По словам Владимира Мединского и его команды, в новых пособиях глобально пересмотрели и пересоздали разделы, касающиеся периода с 1970-х по 2000-е годы. В учебных материалах теперь можно найти информацию о расширении НАТО в восточном направлении, о балканских конфликтах и военных действиях этой организации в восточных странах, например, Афганистан, Ирак, Ливия и Сирия, о роли международных объединений вроде БРИКС, АСЕАН, ЕАЭС, ШОС и СНГ.
Кроме того, в новых учебниках истории появится раздел, освещающий конфликт между Россией и Украиной. В нем на 30 страницах описаны причины и хронология событий, начавшихся 24 февраля 2022 года. Рассмотрена и история Крыма с 2014 года, есть сведения о западных санкциях и реакции России на них.
В учебнике для 10 классов добавили развернутые главы о ключевых моментах Великой Отечественной войны: обороне Москвы, блокаде Ленинграда, Сталинградской и Курской битвах, об освобождении европейских стран от немецко-фашистских захватчиков.
В ногу со временем
Добавление QR-кодов со ссылками на мультимедийные материалы в учебники — это интересный шаг в сторону модернизации и дополнения традиционных методов. Это может сделать процесс более интерактивным и многосторонним. Однако такая функция требует у всех учащихся наличия подходящих устройств для просмотра дополнительных материалов и доступа к интернету — хотя сейчас это уже не проблема для большинства детей.
Что касается объединения курсов всеобщей истории и истории России, это действительно не новая идея, но у нее есть свои плюсы и минусы. Одним из недостатков является риск потери контекста, когда материалы по истории России изучаются до или после соответствующих событий в мировой истории. Возможное решение этой проблемы — более тесная интеграция двух курсов с целью обеспечения синхронизации.
Хотя количество часов на изучение истории осталось прежним, добавление часа в 9-м классе для изучения новейшей истории — положительная тенденция: это может помочь учащимся лучше понять современный контекст, как события прошлого влияют на настоящее.
Бесплатные учебники
Вопрос покупки новых учебников важен не только для родителей, но и для учебных заведений. Некоторым школам будет сложно обновить все учебные материалы сразу, поэтому переходный период, предполагающий использование старых учебников до 2025 года, кажется разумным компромиссом: это позволит школам постепенно переходить на новые стандарты, выдерживая финансовую нагрузку.
Плюсы и минусы изменений
Внедрение «Золотого стандарта» в российской системе образования — важная структурная реформа, которая может привести к ряду положительных и отрицательных последствий.
- С одной стороны, унификация учебных программ обеспечит более высокий и стабильный уровень образования во всех школах страны, независимо от их местоположения и ресурсов. Это может быть особенно полезно для снижения образовательного неравенства между городскими и сельскими школами или школами в различных регионах.
- С другой стороны, единый стандарт может ограничить гибкость и инновационность в образовательном процессе. Это особенно актуально для школ с особыми образовательными потребностями или уникальными подходами к преподаванию. ФООП представляет собой обязательный минимум, и школы могут добавлять дополнительные материалы, если посчитают это необходимым. Это, возможно, смягчает некоторые из потенциальных недостатков унификации.
Введение новых учебников по истории к 2024 году и по другим предметам к 2025 году предполагает длительный переходный период, что, возможно, поможет учителям и учебным заведениям адаптироваться к новым стандартам.
В целом, как и любая большая реформа, внедрение единого образовательного стандарта требует тщательного планирования, мониторинга и, возможно, коррекции в процессе реализации. Особое внимание следует уделить обратной связи от учителей, учащихся и родителей, чтобы система могла эффективно соответствовать их потребностям и интересам.