Недавно в НИУ ВШЭ представили свежий взгляд на то, как устроена система среднего профессионального образования в России. Исследователи предложили разделить колледжи и техникумы на несколько типов, чтобы удобнее было не только изучать их работу, но и управлять системой в целом. Почему это вообще важно и в чем различия между колледжами?
Как колледжи распределили по типам
Чтобы получить объективную картину, исследователи изучили качество подготовки кадров согласно мониторингу за 2023 год.
Эти сведения учебные заведения регулярно отправляют в Министерство просвещения.
Из общей базы отобрали более 2000 учебных заведений с наиболее полными данными. Проанализировав их работу, выделили два ключевых параметра, которые лучше всего показывают различия между учреждениями:
- селективность приема, то есть насколько сложно поступить на бюджетные места,
- финансовая автономия: сколько учебное заведение зарабатывает самостоятельно, например, за счет платных мест.
В результате все колледжи распределили по четырем группам: лидеры, автономные, селективные и доступные. В каждом из этих кластеров, конечно, оказалось разное количество заведений и разные показатели.
Чем отличаются колледжи разных типов?
Лидеры — это самые крупные учебные заведения, в основном расположенные в городах-миллионниках. Большая часть из них — отделения при вузах. Здесь высокий конкурс, абитуриенты с хорошими баллами и довольно много студентов учатся на платной основе. По сути, такие колледжи работают на интересы самих учащихся и их семей. Многие выпускники после колледжа продолжают обучение в высших учебных заведениях.
Доступные колледжи — полная противоположность: поступить сюда можно с невысокими оценками, платных мест мало, а средний размер учебного заведения — около 800 студентов. Чаще всего они находятся в небольших городах и поселках. Эти колледжи выполняют важную социальную функцию: дают профессию тем, кто не смог или не захотел остаться в школе после 9 класса.
Автономные колледжи занимают промежуточное положение. Как правило, здесь больше инженерных специальностей, а сами учебные заведения расположены в крупных и средних городах. Такие колледжи хорошо сориентированы на потребности местных предприятий и отраслей, которым нужны квалифицированные рабочие: это важный плюс, безработица выпускникам таких колледжей точно не грозит.
Селективные колледжи — это в основном медицинские, педагогические и творческие учебные заведения. Поступить туда сложнее, но доля платного обучения здесь ниже, чем у лидеров. Они также расположены преимущественно в городах и имеют средний размер.
Что общего между разными колледжами?
Интересно, что несмотря на все различия, особых расхождений в зарплатах преподавателей или среднем возрасте педагогов исследователи не обнаружили! Примерно одинаков и уровень трудоустройства выпускников. По данным Роструда, около половины студентов находят работу по специальности, хотя сами колледжи в отчетах указывают более высокий показатель — от 78 до 85%.
Есть и еще одна деталь: в рамках проекта «Профессионалитет» участвуют как автономные, так и доступные колледжи, что позволяет готовить специалистов быстрее и под конкретные запросы работодателей.
Почему это все важно?
Такая типология помогает понять, как устроена система СПО в стране и какие задачи выполняют разные колледжи. Лидеры в большей степени готовят выпускников для продолжения образования, остальные — для конкретного рынка труда, а доступные колледжи обеспечивают социальную стабильность, давая возможность получить профессию тем, кто не планирует идти в вузы.
Кроме того, на этом же семинаре обсуждали, как новая политика в вузах может повлиять на колледжи. Уже известно, что количество платных мест в университетах сократят, особенно по юридическим, экономическим и управленческим направлениям, так что вполне вероятно, что часть абитуриентов, которые раньше шли на платное обучение в вуз, теперь выберут колледжи-лидеры и автономные заведения, где тоже есть востребованные и качественные программы.
Все это постепенно меняет образовательный ландшафт страны. Понимание, чем отличаются колледжи друг от друга и какие задачи они решают, важно не только чиновникам и исследователям, но и самим будущим студентам с их семьями.