Берлин возник на небольшом острове на реке Шпрее, затем разросся до его сегодняшних размеров. Теперь северную часть острова занимают музеи, которые начали строиться там в начале XIX века. Для первого музея кайзер Фридрих Вильгельм III купил 2 частные коллекции древнего античного искусства и артефактов. Музей назвали Королевским, но после строительства других музеев рядом он стал называться Старым.
За 100 лет после строительства Королевского музея на острове Шпреинзель построено еще 4 музея:
- Новый музей
- Старая национальная галерея
- Музей Боде
- Пергамский музей.
К концу XIX века остров назвали Музейным. Богатейшая коллекция музеев постоянно пополняется, и в XXI веке опять принят план расширения Музейного острова.
Старый музей: прусский Пантеон культуры
Фридриху Вильгельму III хотелось, чтобы Королевский музей воспринимался как храм культуры, потому построен он в стиле античных культовых построек: масштабная лестница, тяжелые колонны, ротонда, скульптуры. Свое участие в создании музея кайзер увековечил латинской надписью на фронтоне. Музей открылся для посетителей в 1830 году и сразу приобрел популярность.
Прусские короли Гогенцоллерны были страстными коллекционерами древностей. Особенно их интересовало античное искусство: статуи, вазы, кувшины, архитектурные фрагменты. Начиная с короля Фридриха Вильгельма I (XVII век), кайзеры покупали предметы античного искусства и целыми коллекциями, как и отдельные экземпляры. Расплачивались не только золотом: 1 большая коллекция античных ваз стоила Вильгельму I двух полков драгун.
Музейное Античное собрание, наследие прусских королей, разрасталось, делилось, вновь объединялось и теперь распределяется по 3 музеям: Старому, Новому и Пергамскому. В экспозиции Старого музея оставили образцы классического античного искусства – Древней Греции, Древнего Рима, государства Этрусков.
Жемчужина коллекции – древнегреческая статуя Персефоны на троне – знакома всем по учебникам истории. Приобретенная Фридрихом II у принца Лихтенштейна бронзовая скульптура «Молящийся мальчик» (III век до н.э.) принадлежала по очереди представителям европейской знати разных стран. Приглянулась она также Наполеону и Сталину, была вывезена, но оба раза возвращена в Берлин.
Новый музей: Египетский двор и бюст Нефертити
Новым этот берлинский музей является только по отношению к Старому музею, так как его построили в 1855 году «в помощь» первому, Королевскому. XIX век для Германии был веком археологии, веком ошеломляющих находок немецких ученых, для размещения артефактов буквально не хватало площадей. Новый музей стал вторым музеем на острове.
Новый музей строил уже следующий Гогенцоллерн – Фридрих Вильгельм IV. Здесь разместилась коллекция искусства Древнего Египта от драгоценных украшений до образцов погребальной культуры. Сюда приходят посмотреть на коллекцию папирусов.
Главный магнит для туристов – бюст Нефертити, но кроме него есть еще множество бюстов и скульптур фараонов и обычных людей. Египетские письмена представлены не только на папирусах, но и как украшение стен, тех же скульптур. Древние египетские саркофаги поражают мастерством камнерезов и художественным своеобразием.
Кроме Египетских залов в Новом музее выставлена коллекция древней Европы и Азии, также кропотливо собранная прусскими королями. Главная находка – золотая шляпа конца бронзового века, около 1000 г. до н.э. Металлическая шляпа с очень высокой тульей (скорее, колпак) использовалась в культовых обрядах на территории южной Европы. В мире известно несколько таких находок: берлинская шляпа сделана из сплава золота с серебром.
Старая национальная галерея: здание по эскизу короля и картины в дар от банкира
В Берлине не только королей вдохновляла идея создания острова культуры. Немецкий банкир Иоганн Вагенер подарил свою коллекцию картин, более 260 полотен, Академии Искусств. Позднее для них была выстроена национальная галерея рядом со Старым музеем в 1876 году.
Старая национальная галерея выстроена, как и Старый музей, в виде античного храма. Архитектор проектировал галерею по эскизу кайзера Фридриха Вильгельма IV — у входа посетителей даже встречает конная статуя этого монарха.
Любителям европейской живописи приглянутся в галерее работы представителей немецкого классицизма и романтизма, французского импрессионизма, немецкого модернизма. Основа коллекции Старой национальной галереи – полотна и скульптуры XIX и начала XX веков.
Музей Боде: византийские иконы и 4 зала монет
Музей Боде открылся в 1904 году как музей Фридриха III, который был инициатором его создания. Во времена Германской демократической республики королевское наименование музея заменили на имя его практического создателя, историка и музееведа Вильгельма фон Боде.
Массивное здание в стиле необарокко соединяется двумя мостами с берегами реки, а вокруг купола установлены аллегорические фигуры, изображающие виды искусств.
В залах Музея Боде выставлены 3 основные экспозиции:
- Скульптурное собрание
- Музей византийского искусства
- Монетный кабинет.
Скульптурное собрание экспонирует образцы скульптуры разного формата, начиная со Средних веков. Здесь представлены фигурки из терракоты, слоновой кости, фарфора, есть и более крупные изображения. В зала Собрания представлены работы известных немецких, итальянских, французских скульпторов.
Музей Византийского искусства представляет артефакты не только из самой Византии, начиная с III века н.э., но также из Турции, России и других стран. Византийские иконы, предметы роскоши, мозаики представлены поклонникам искусства этой эпохи.
Монетный кабинет представляет огромную коллекцию нумизматики, каталоги монет и медалей.
Пергамский музей: алтарь Зевса, тронный зал Навуходоносора, ворота Иштар
Пергамский музей открывался дважды. В конце XIX века в Берлин доставили античный экспонат, ошеломившую весь научный мир находку из древнего города Пергама. Немецкий инженер и археолог Карл Хуман нашел его в Турции, договорился с турецким правительством и перевез в Германию. Огромный алтарь не вмещали музеи, которые уже были на Музейном острове, но находка была бесценной, так что для нее построили специальное здание. Музей строили в спешке, ошибка в фундаменте способствовала быстрому разрушению здания, и его снесли. На этом же месте построили новое, которое открылось в 1930 году, последнее из 5 музеев.
Главные экспонаты Пергамского музея – архитектурные сооружения и фрагменты. Пергамский алтарь Зевса 120 м длиной, с высокой мраморной лестницей и колоннами поражает воображение. Построен он во II веке до н.э. Представлены здесь и ворота древнеримского рынка высотой 17 м II века до н.э., ворота древнего Вавилона с изображением богини Иштар, фрагмент тронного зала правителя Вавилона, каменная резьба со стен дворца халифов VIII века.
Во время II Мировой войны музеи сильно пострадали: их восстанавливали в конце XX века, но не закончили реставрацию. В начале XXI века были проведены реставрационные работы, здания полностью восстановлены, но Пергамский алтарь потребовал реставрации, которая продлится до 2024 года.