Программы MBA, Master of Business Administration, появились в России более 30 лет назад. В отличие от обычных магистерских, являющихся, по сути, продолжением бакалавриата, MBA представляет собой нечто особенное. Задача таких программ — подготовка менеджеров и предпринимателей высокой квалификации, способных не только разбираться в теоретических основах рыночных отношений и современной экономики, но и на практике принимать и реализовывать рациональные, логичные, эффективные и качественные решения по управленческим вопросам. Предполагается, что обладатель квалификации MBA способен выполнять руководящие функции на уровне среднего и высшего звена, обладает знаниями и компетенциями в вопросах общего и генерального менеджмента, управления персоналом и ресурсами, маркетинга, PR, финансового управления организацией.
Обучение в рамках MBA всегда жестко ориентировано на практику: студенты обучаются, разбирая конкретные кейсы, выявляя проблемы и предлагая способы их решить. Теоретические занятия сведены к минимуму, учебные планы максимально приближены к реальным потребностям и проблемам предпринимателей. В отличие от других магистерских программ, курс рассчитан на тех, кто уже состоялся в качестве специалиста и нуждается в толчке для продвижения по карьере, в приобретении дополнительных компетенций и квалификации, позволяющей лучше управлять своим собственным делом.
Заметным отличием российского MBA от зарубежного следует считать большое количество разнообразных программ с дополнительным профилем. Если за рубежом выбор вуза зависит от его престижа и репутации, в российских условиях целесообразно обратить внимание и на содержание программы.

История MBA
Разновидность магистерских программ «для бизнеса» появилась ещё в XIX столетии в США: первые степени вручили в Дартмутском колледже Ганновера в 1902 году, а старейшая из существующих бизнес-школ — Уортонская, при Пенсильванском университете — ведёт историю от 1881 года.
Первые бизнес-школы в Европе появились в межвоенный период в Германии и Великобритании, однако действительно массовым явлением стали в 1960-х. Россия от своих соседей в этом плане отстала более чем на столетие — у нас бизнес-школы стали появляться только после принятия решения о демонополизации внешней торговли. Уже существовавшая на тот момент Академия внешней торговли при Министерстве внешних экономических связей с задачей не справлялась, поэтому руководство советских предприятий после нескольких семинаров в МИДе с опытными иностранными наставниками получило возможность получить нужные навыки в Высших коммерческих школах (первые открыли при МГИМО, РАНГХиГС и МГУ). После распада СССРтакие школы получили организационную независимость и объединились в ассоциацию бизнес-образования — РАБО. Там к 1999 году выработали госстандарты для программ по деловому администрированию, а с 2012 года аккредитацией бизнес-школ и программ стала заниматься саморегулируемая организация.
Таким образом, российские MBA-школы сблизились с зарубежными учебными заведениями, где приоритетное значение имеет репутация вуза. Есть, впрочем, и исключения: в МГУ, СПбГУ и федеральных университетах по-прежнему выдаются дипломы MBA государственного образца — это связано с их особым статусом и значением для системы государственного высшего образования.
Программа обучения MBA: как устроена и какая бывает?
В России программы MBA включают, как правило, два базовых элемента: ядерную и курсы специализации.
- «Ядро», или General MBA, направлено на выстраивание стратегического и комплексного мышления. Оно призвано выработать у студента широкий спектр компетенций, направленных на повышение деловых и управленческих качеств в сфере менеджмента, маркетинговых исследований, внешнеэкономической деятельности и финансового управления.
- Дополнением к ядерной части служат спецкурсы: они адаптируют широкую базовую программу к тем сферам, которые непосредственно связаны с деятельностью студентов — от туризма и гостиничного дела до фармакологии или внешней торговли (всего в российских вузах предлагают свыше 30 специализированных программ).
В основе обучения — разбор реальных кейсов из практики компаний. На занятиях студенты пытаются найти оптимальные решения для компании, после чего под контролем преподавателя сравнивают свои варианты с теми, что имели место на практике, анализируя преимущества и недостатки каждого сценария, и делают выводы об их целесообразности. Популярны занятия в формате «живых кейсов», когда слушатели делятся случаями из собственной бизнес-практики и получают обратную связь и советы коллег по развитию собственного дела.
Программы MBA можно классифицировать про длительности, формату и цели обучения.
По формату можно выделить программы:
- Очные: классические варианты, подразумевающие занятия в дневное время.
- Очно-заочные. Отличный вариант для студентов, которые по тем или иным причинам не могут совмещать обучение на очном отделении и работу. Занятия проводятся в вечернее время или в выходные дни.
- Заочные и дистанционные. Материалы для обучения студенты получают через Интернет, по e-mail или на официальном сайте; сдача отчетности в дистанционном режиме также происходит онлайн, в заочном — в университете при личном визите.
По длительности курса программы делятся на:
- Традиционные: включают лекционные и семинарские занятия, продолжительность от 3-4 месяцев до 3 лет.
- Интенсивы: как правило, построены по модульной основе, длятся несколько недель, а иногда и дней. Обычно так проходит обучение по курсам Executive MBA.
Если говорить о цели обучения, выделяют:
- Классические программы MBA. Традиционный формат программ, направленных на развитие комплекса междисциплинарных навыков и скиллов, необходимых любому руководителю или менеджеру среднего или высшего звена.
- Специализированные профильные программы MBA. По сути, общая часть курса мало чем отличается от предыдущего варианта. Разница — в дополнительных дисциплинах: курс ориентирован на конкретную сферу деятельности, соответствующую роду занятий студента. Такой узкий фокус позволяет сосредоточиться на приобретении навыков и компетенций, полезных в избранной профессии.
- Executive MBA. Отличаются от обычных курсов меньшей продолжительностью: это несколько дней, иногда недель. Предназначаются для топ-менеджмента и руководства компаний. Интенсивы призваны обновить базу знаний и расширить кругозор руководителя, поместив его в идеальную стрессовую ситуацию.
Встречаются программы переподготовки, предназначенные для расширения компетенций в избранной сфере деятельности, MiniMBA — сокращённые курсы, основанные на MBA и приблизительно тождественные с программами повышения квалификации. Есть докторские программы Doctor of Business Administration (DBA), программы «Магистр управления» или «Магистр менеджмента (Master in Management: MiM, в отличие от MBA, они не требуют верифицируемого опыта работы при поступлении), а также классические магистерские программы в сфере бизнеса, отличающиеся от MBA большим объёмом теоретической подготовки и более широким междисциплинарным подходом.
Плюсы и минусы MBA
Выделим основные плюсы обучения в рамках программ подготовки по направлению «Магистр делового администрирования»:
- Приобретение качественного, достойного и практически полезного образования мирового уровня,
- Широкие перспективы трудоустройства как в России и странах СНГ, так и за рубежом (тем бОльшие, чем более престижную школу вы выберете),
- Выстраивание социальных связей. Значительным преимуществом для студентов MBA будет возможность обзавестись полезными связями с другими студентами — будущими коллегами и деловыми партнёрами.
С другой стороны, программы MBA имеют и недостатки:
- Высокая стоимость (в среднем речь идёт о десятках тысяч долларов),
- Образования как такового недостаточно — без практического опыта, soft skills и разнообразных навыков по специальности толку будет мало,
- При обучении по программам полной занятости у слушателей мал шанс сохранить за собой место работы — обучение занимает всё время и длится 1-2 года. Конечно, если учеба не согласована с руководством или ученик не владеет собственным бизнесом.
Специфика MBA в России
Обучение по программам MBA в России имеет свою специфику.
- Большая доступность
Цены на обучение в России заметно демократичнее по сравнению с европейскими. Если в Гарвардской бизнес-школе за полный цикл придётся выложить около $70 000, то в бизнес-школе при МГИМО или РАНХиГС — около $12 000-15 000. Сэкономить получится и на проживании, транспорте, питании. Есть, впрочем, и исключения — Сколковская бизнес-школа обойдётся не дешевле Гарварда.
- Широкий выбор отраслевых программ
В России, в отличие от западных вузов, программы принято делить по направлениям подготовки. Некоторые учебные заведения предлагают 20-30 вариантов, что позволяет абитуриенту подобрать курс, идеально подходящий под его уникальные задачи и потребности.
- Отсутствие языкового барьера
При обучении в российских школах нет нужды сдавать стандартизированные лингвистические тесты (исключение составляют курсы на иностранных языках, прежде всего на английском): для тех, кто намерен вести дела исключительно в России, это может стать существенным преимуществом. Кроме того, преподаватели из РФ лучше разбираются в акцентах ведения бизнеса в нашей стране, задают соответствующие вопросы и формируют учебные планы с поправкой на национальные реалии.
- Простота поступления
Пройти вступительные испытания, включающие интервью, значительно легче на русском языке.
- Актуальность
Для российских студентов существенным преимуществом будет актуальность программ и их соответствие российским экономическим, политическим и правовым реалиям.
- Двойной диплом
В ряде случаев российские школы MBA предлагают студентам возможность получить двойной диплом — свой и партнёрский. Важно удостовериться, что между школами заключено полноценное соглашение о сотрудничестве, предусматривающий выдачу двойных дипломов, а не сертификатов!
Особенности MBA в России
- Недостаточно высокий престиж (пока)
Документ об окончании престижной бизнес-школы в США или одном из европейских государств будет очень сильным аргументом, влияющим на решение по резюме соискателя. Российские дипломы чаще всего известны и пользуются популярностью только в нашей стране, еще недостаточно высоко котируются за рубежом. Ценность российского MBA — в знаниях и компетенциях, а не в статусе.
- Ограниченный нетворкинг
Студенты российских бизнес-школ практически всегда россияне, в редких случаях — иностранцы (чаще из стран СНГ и Грузии), поэтому вероятность обзавестись деловыми контактами за границей стремится к нулю.
- Много теоретических лекций
Некоторые MBA в России предлагают непропорционально много теоретических курсов, в то время как главным преимуществом курса считается как раз практическая ориентация.
- Отсутствие аккредитаций
Многие бизнес-школы в России не имеют никаких аккредитаций, другие аккредитованы по стандарту НАСДОБР (а этого недостаточно) — единичные российские учебные заведения аккредитованы авторитетными EQUIS, AMBA или AACSB.
Специализации MBA
Отличительной чертой российского MBA являются специализированные программы. Их выбор и тематика отличаются от вуза к вузу — всего в отечественных бизнес-школах предлагается свыше 30 различных вариантов. Чаще всего речь идёт о таких программах:
- «Экономика и финансы». Программа адресована руководству, менеджерам, руководителям структурных подразделений экономического и финансового профиля, сотрудникам указанных подразделений, намеренных добиваться управленческих должностей любого уровня.
- «Маркетинг и управление продажами». Идеальный вариант для коммерческих директоров и управленцев, отвечающих за маркетинг и продажи.
- «Предпринимательство и управление компанией». Подойдет владельцам собственного бизнеса, лично управляющих или контролирующих положение дел, начинающих бизнесменов, руководителей филиалов и других обособленных структурных подразделений.
- «Digital-продукты и стартапы». Решение для инновационного бизнеса и стартап-проектов; подойдёт менеджерам, реализующим собственные проекты, направленные на генерацию и продвижение новых решений и продуктов.
- «Операционный менеджмент», «Стратегический менеджмент». Программы, рекомендованные топ-менеджменту и руководству, да и персоналу компаний, осуществляющих производство, транспортировку, логистические операции, активно внедряющих на своём производстве инновации.
- «Производственный менеджмент и операционная эффективность». Подойдёт менеджерам, намеренным получить более глубокие знания в сфере оперативного управления бизнесом, и бизнесменам, намеренным расширять свой бизнес или создавать новый.
- «IT-менеджмент»: учит применять информационные технологии на практике и получать максимум пользы от их внедрения в свой бизнес.
Популярностью пользуются программы с профильной специализацией в сфере финансового менеджмента, маркетинговых технологий и исследований, процессов цифровой трансформации бизнеса, HR.
В последние годы большую популярность приобрели программы с фокусом на работу в конкретных странах или регионах. Так, северокавказские вузы предлагают программы MBA по ведению бизнеса в ближневосточном и среднеазиатском регионе, а Академия управления ДФУ во Владивостоке — годичный очный курс для предпринимателей, нацеленных на работу в азиатском макрорегионе.
Карьерные перспективы выпускников MBA
По статистике, бизнес-образование и степень MBA дают своим обладателям существенные преимущества:
- глубокие и систематизированные знания в сфере предпринимательства и бизнеса,
- новые знакомства и связи в профессиональном сообществе,
- практические скиллы и навыки, позволяющие решать различные кейсы на практике и воплощать решения в работе,
- личный и профессиональный рост,
- престижный диплом международного образца, открывающий широкие карьерные перспективы как в России, так и за рубежом.
Среди вакансий, где в качестве требования часто фигурирует диплом MBA — финансовые, исполнительные и генеральные директора, директора по продажам и логистике, руководители структурных подразделений в области финансов и маркетинга, стратегического планирования, экономики, IT, права.
Текущий прирост спроса на выпускников программы в целом, на глобальном рынке труда, сохраняется, в наиболее интенсивно растущих отраслях экономики за период с 2003 по 2023 вырос в 3-5 раз. Меняется структура: если в начале XXI столетия персонал со степенью MBA был привилегией крупных индустриальных компаний, инвестбанков и консалтинговых агентств с мировым именем, то в последние годы всё чаще профессионалы со степенью получают приглашения в компании малого и среднего бизнеса. Компетенции, возможности, а главное — связи и сети, которые выпускники программ MBA способны привнести в стартап или компанию-«единорога» в значительной мере снижают издержки на реализацию проекта (как экономические, так и временные).
Совместный исследовательский проект бизнес-школ Кембриджа, Манчестера и Кингс-колледжа в Лондоне показывает, что если в 2010 г. немногим более 4% выпускников становились консультантами или сотрудниками малых и средних предприятий, к 2020-му их число достигло 11%, ещё 6% создают свои собственные предприятия.
Возраст слушателей программ MBA варьируется от 29 до 45 лет, при этом в Сколковской школе студенты самые молодые (средний возраст здесь составляет 27 лет), а в ВШМ ВШЭ и ИБДА РАНГиГС — наиболее зрелые (33 года в среднем).
По опросам, 51% поступивших на программы делового администрирования рассчитывают таким образом улучшить свои карьерные перспективы, 43% хотели бы более успешно реализовать себя на уже занимаемой должности, а 6% намереваются открыть своё дело и убеждены, что для этого им необходимо бизнес-образование. При этом, согласно статистике, менеджеры, улучшившие свои карьерные позиции, в течение двух лет после завершения учёбы увеличили свой доход в среднем в 1,6-1,8 раз; те, кто занимает прежнюю должность, также отмечают рост дохода (от 30 до 40%). Исследование, проведённое в НИУ ВШЭ в 2021 году, подтверждает: оклады специалистов со степенью MBA на 27% превышают оклады соискателей без степени.
Не менее показательны результаты глобальных исследований слушателей и выпускников программ подготовки магистров делового администрирования: по статистике, 49% принадлежат к среднему уровню менеджмента, ещё 40% представители топ-менеджмента, а оставшиеся — линейный персонал.
Ассоциация выпускников школ MBA Северо-Запада и Новой Англии, объединяющая школы 17 штатов, в 2020 году опубликовала исследование, согласно которому 67% выпускников программы достигают поставленных при поступлении на программу целей, а 84% улучшают свои карьерные позиции.
Наряду с очевидными плюсами степени MBA следует подчеркнуть и то, что степень будет преимуществом при получении рабочих типов виз в Соединённом Королевстве и США.
В целом, если говорить о спросе на выпускников, то в регионе Западной Европы лидируют Великобритания и Германия, в восточноевропейском, несмотря на некоторые трудности последних двух лет — Россия (здесь лидерами по числу вакансий будут финансовый сектор, энергетика, нефте- и газодобыча, сервисные и производственные предприятия). На постсоветском пространстве пальму первенства удерживают Казахстан, Узбекистан и Азербайджан. В Латинской Америке наибольшее число вакансий для MBA предлагают Аргентина и Чили, в регионе Юго-Восточной Азии — Китай, Япония и Республика Корея.
Сколько получают выпускники MBA?
Если говорить об уровне заработной платы выпускников, назвать средние цифры сложно, ведь они заняты в самых разных сферах экономики.
В США, по данным бюро статистики труда, сотрудник со степенью в среднем в 2022 получал $112 000, а после 10 лет работы — $167 000. Выпускники бизнес-школ из Топ-10 национального рейтинга получают на 20-25% больше своих коллег из менее престижных школ. Что касается наиболее популярных вакансий, то IT-менеджеры занимают лидирующее положение со средним доходом $132 000, на второй строчке — маркетологи, а завершают первую тройку финансисты (с $127 000 и $120 000 соответственно). Европейские MBA по статистике получают на 10-15% больше заокеанских коллег, в то время как в регионе Юго-Восточной Азии и Восточной Европы официальная заработная плата, как правило, ниже, но сотрудники могут получать солидные бонусы.
Поступление на MBA
В России большое значение при поступлении играет стоимость программ — она служит своего рода отборочным фильтром. Программы магистратуры в сфере делового администрирования, как правило, обходятся дороже прочих: самые доступные программы в региональных бизнес-школах обойдутся в 300-400 тысяч рублей, курс в бизнес-школе Сколково соперничает по стоимости с вузами Великобритании и США, вплотную приближаясь к Гарварду (в обоих случаях речь идёт о $60-70 тыс).
Отборочные испытания и конкурс существуют лишь в наиболее крупных и престижных бизнес-школах, все остальные скорее конкурируют за абитуриентов. Но, как и всегда, нужно вовремя подать полный комплект документов. Дедлайны и пакет документов отличаются в зависимости от высшего учебного заведения: в МГУ заявки принимают до начала октября, а к занятиям студенты приступают в декабре, а в ВШЭ обучение начинается с 15 октября. В пакет документов, необходимых для поступления в бизнес-школу, обычно входят:
- диплом,
- копия трудовой книжки,
- общегражданский паспорт,
- мотивационное письмо и CV (резюме),
- два рекомендательных письма от деловых партнёров.
Школа может потребовать предоставить и другие документы. Ключевую роль при приёме играют вступительные испытания, если они организованы: собеседование, тестовые задания, заполнение анкеты. Российские школы не требуют сдачи стандартизированных языковых экзаменов (исключение — школа «Сколково»). Кроме того, 9 из 10 вузов, предлагающих программы MBA, требуют, чтобы у абитуриента был опыт работы: например, школа управления «Сколково» и ИБДА РАНХиГС настаивают на том, что соискатель должен проработать на релевантной должности не менее 3 лет.