Важнейший плюс и одновременно основной минус любой готовой туристической программы – тот факт, что она расписана по часам. Это удобно для не очень организованных умов, для неофитов. Туриста проведут по музеям, сводят поесть и дадут совет, на что можно взглянуть в свободное время.
С другой стороны, всё очень зависит от того, каких набирают гидов, и степени их проплаченности. Пообщались со специалистами и спешим поделиться с вами секретами и тайнами этой кухни.

Как появляется тур?
Прежде всего появляется идея. Вдохновением обычно служат уже существующие маршруты, разработанные конкурентами из-за границы. Последнее время также подразумевается работа с персональными данными и большими данными, а также анализ публичной статистики и баз, где пользователи бронируют гостиницы и билеты. Так фирма узнаёт о своем клиенте всё — или почти всё.
Хорошим мерилом успешности является «коэффициент Инст*»: следует понять, сколько по ходу пьесы будет красивых мест, надо ли включать в состав группы профессионального фотографа и так далее.
Затем идёт своего рода мозговой штурм. Выбрав что-то одно, специалисты принимаются за доработку и определяются с тем, привязан ли маршрут к конкретной локации или будет относиться ко всему городу или даже региону.
Туристические операторы стремятся к универсальности: продукт должен удовлетворять и стар, и млад, что призвано способствовать семейным поездкам.
Когда концепция утверждена, методисты работают со списками базовых и вспомогательных объектов притяжения — либо уже имеющих культовый статус, либо до поры неизвестных. Фирмы учитывают наличие отелей и ресторанов, причём подгадывают так, чтобы мимо них группа проходила или проезжала во время приёмов пищи. Не менее важны остановки в санитарных целях и для того, чтобы разгрузить путешественников на сувенирку. Следует также учитывать пробки и подгадывать возможные обходные маршруты с их учётом.
Когда всё это сделано, настаёт эра менеджмента: все поставщики услуг, будь то гостиницы, рестораны или музеи, должны быть снабжены соответствующими контрактами, а на сайте – размещено необходимое описание.
Большая часть работы проводится выпускниками профильных вузов и колледжей – они, как правило, уже знают всё о механизмах работы рынка и сферы туристических услуг, организации досуга и составлении маршрутов, торговле воздухом и туристическими продуктами.
Какие вообще бывают туры
Строго говоря, многое зависит от вида тура. Он может быть рекреационным или экскурсионным, иметь цели в сфере спорта, религии (речь о паломничествах), а также экологии (треки по экотропам – очень популярное нынче мероприятие), даже индустриальным (благодаря такому формату инструкции можно узнать о том, как делают машины, продукты питания или даже самолёты).
Всё большей популярностью пользуется гастрономический туризм. Люди стремятся заполучить уникальный опыт от взаимодействия с малознакомой или не знакомой вовсе культуре, причём свой собственный, а не навязанный. Логично, что ощущения от приёма пищи подделать невозможно, а мастер-класс с известным шеф-поваром будет уникальным событием, которое запомнится на всю оставшуюся жизнь.
Спрос на подобные туры стабильно высок даже сегодня. Тем более что живы впечатления прошлого года, когда 9 российских площадок общественного питания обзавелись мишленовскими звёздочками.
Гастротуризм лишён возрастных ограничений, его любят как совсем молодые, так и весьма солидные и возрастные клиенты, хотя специфика работы с ними, разумеется, различна. Первым будет интересно взглянуть на известного фуд-блогера или принять участие в гастрономическом квесте. А возрастным – тем, кто помнит СССР – может показаться забавным посещение универсальных магазинов, оставшихся от эпохи Советов, и прогулки с краеведами по основным городским магистралям и точкам притяжения.
Бизнес должен перманентно следить заданными, чтобы выявлять нетипичные решения и контролировать спрос. Анализ статистики брони позволяет оператору обратить внимание на неочевидные факторы. К примеру, стало известно, что семейные туры интересны не только родителям с маленькими детьми, но и молодёжи – тем кажется забавной идея прокатиться на аттракционах, заглянуть в планетарий или совершить заплыв с умницей-дельфином (уж заведомо интеллектуальнее любого тиктокера).
Кого берут в гиды и как проверяют
Обычно большие туристические фирмы имеют собственные базы специалистов с аккредитацией, в которых значатся люди с профильными дипломами или свидетельствами об окончании курсов, непременно – лицензированными.
Некоторым повезёт стать штатными сотрудниками, остальные работают свободнее, привлекаясь по мере необходимости. Если фирма работает в столичном регионе, в остальные города и веси обычно едет один сопровождающий, а вся сервисная часть ищется на месте при помощи партнёрских организаций. Оно и логично: кому лучше знать свой край, как не местным?
Кандидаты обычно начинают с собеседований, после чего проводятся пробные экскурсии, и лишь если всё сложится удачно, человеку доверят группу. На этом ничего не заканчивается – в составе групп регулярно появляются профессиональные контролёры, собирающие обратную связь. Не стоит списывать со счетов и отзывы клиентов: несколько строчек, оставленных на сайте оператора или в форме обратной связи, могут очень многое сказать о профессионализме гида.
За что гид отвечает во время тура?
Вообще гиды с их многостаночностью – тут и филологические навыки, и психологические, и организационные – служит парадным портретом фирмы, её лицом. Этим людям положено следить за временем, связываться с подрядчиками, общаться с контрагентами и просто агентами.
Когда человек хвалит тур, он редко даже отдалённо представляет себе, сколько проблем путеводителю приходится решать по мере поездки или в ходе экскурсии. К примеру, если у кого-то нет QR-кодов, а музею вдруг до жути понадобилось, гиду приходится оперативно подыскивать что-то схожее по тематике и уровню – и притом не требующее кодов. Задача нетривиальная.
Очень часто трудности возникают из-за трафика на дорогах. Перекрытия, ограничения, пробки – вот только очень приблизительный перечень проблем, которые могут испортить любую экскурсию. Спасти её – цель и задача профессионального гида.