Для тех, кто учился в начале 90-х в средних профессиональных учебных заведениях, вопросом чести было ответить и обосновать, почему колледж — это не ПТУ, хотя разницы как таковой никто и не понимал, а студенты с чувством юмора часто сами шутили на эту тему. На деле всё достаточно просто. При старом режиме система СПО — среднего профессионального образования — была одним из элементов профессионального образования и включала заведения, предлагавшие ускоренный курс подготовки с приоритетом в трудоустройство в ущерб «академии» (проще говоря, училища, техникумы и ПТУ). Разница между ними сводилась к тому, что в первых двух типах учебных заведений давали полноценную квалификацию, просто усечённую, а вот в ПТУ речь шла о рабочей специализации. Никаких колледжей тогда и в помине не было — они возникли в 90-х и сразу стали массовым явлением.
Что такое колледж?
В европейской модели колледжи дают возможность получать как профессиональное, так и высшее образование, а у нас колледжем называется среднее профессиональное учебное заведение, и только.
Они делятся на две разновидности:
- в первой готовят кадры с рабочей квалификацией,
- во вторых — специалистов среднего звена.
Информацию о том, какие специальности относятся к той и другой разновидности, можно отыскать в профильном приказе Минпроса. На самом деле выбор большой — от типично «пролетарских», рабочих специальностей (от монтажников до техников) до гуманитариев: тут тебе и воспитатели в детских садах, и педагоги (в основном начальной школы, учителя рисования и музыки), и специалисты творческих специальностей (очень популярное направление в колледжах — театр и кино, много среди студентов дизайнеров, портных и ювелиров). Готовят колледжи и медиков, и юристов, и поваров, и даже финансистов с управленцами.
Оба трека среднего профессионального образования можно получать и после окончания 9, и после 11 класса — вся разница лишь в том, что после девятого студенты осваивают не только программу профессионального обучения, но и то, чему обычно учат десятиклассников и одиннадцатиклассников.
Вдобавок специальные программы, как правило, более длительные: юриста или дизайнера в колледже готовят на семестр-два дольше, чем квалифицированного работника.
При этом и первую, и вторую разновидность такого образования можно получить и в техникумах, и в училищах — они по-прежнему живут и здравствуют, каждый год набирая десятки тысяч студентов. А вот профтехучилища окончательно ушли в прошлое — ещё в начале нулевых последние были трансформированы в колледжи.
Чем же колледжи отличаются от техникумов?
В современной российской модели — почти что ничем. А вот в СССР, де были две ступеньки профессионального обучения — профессионально-техническое и среднее специальное — разница была, и достаточно существенная.
Профессионально-техническое образование получали в ПТУ, а среднее специальное — в училищах и техникумах. Такое разделение продолжалось почти 30 лет, пока в 1992 году не приняли первый российский закон об образовании и первый уровень переименовали в начальное, а второй — соответственно, в среднее (и тоже профессиональное). Содержательных перемен не произошло. Лишь в 2013 году, после очередной образовательной реформы, два уровня объединили в один, в рамках которого появились два программных направления — для подготовки рабочих и специалистов. При этом юридический статус у них одинаковый, выпускники обеих программ в равной мере имеют право поступать в университет.
Более того: и в колледже, и в техникуме, и в училище могут быть оба типа программ одновременно, а само по себе название не более чем формальность, обусловленная историческими или политическими причинами.
Показательна и наглядна история двух столичных учебных заведений — колледжа предпринимательства №15 и музыкального училища при консерватории в Москве.
- Колледж открылся в 1992 году как московский колледж управления и права, путём реорганизации из просуществовавшего не более двух лет училища гостиничного бизнеса и туризма. В 1995 году директор колледжа сумел добиться установления партнёрских отношений с Московской государственной юридической академией, и следующие 15 лет стали для этого заведения Золотым веком: по рейтингам он соперничал с заведениями из первой десятки, а однажды даже обошёл по среднему баллу колледж МГИМО. Но к 2008 году всё посыпалось, соглашение о партнёрстве развалилось, и за каких-нибудь два-три года от былой славы не осталось ничего, а там и переименование подоспело — Колледж управления и права стал Колледжем предпринимательства, а вместо юристов и экономистов в нём вновь стали готовить гостиничных менеджеров.
- Что же до консерваторского училища, то его основали в 1891 году именно в качестве училища, своего рода подготовительной площадки при консерватории. После революции стало вначале музыкальной школой, затем — техникумом, чтобы в 1937 году снова получить наименование училища. В 2004 году училище приобрело модное название Академического колледжа (по аналогии с некоторыми французскими учебными заведениями — за громким именем ничего особо не стояло), а в 2015 снова стало училищем.
Словом, если разница и есть, то скорее неформальная. Например, в колледже обычно предлагается более широкий выбор специальностей с креном в творческую, гуманитарную или юридическую составляющую, а техникум — он и есть техникум. Училища же чаще всего носят спортивный, художественный или медицинский крен — но это деление чисто номинальное.
В чем отличия колледжа и училища?
Если речь заходит о СПО, то разницы нет никакой. Но в России исторически есть вузы, которые называются училищами: чаще всего это военно-учебные заведения, но есть и гражданские — например, знаменитая Щепка, оно же ВТУИ имени М. С. Щепкина.