2025-07-15 17:04:08

Когда игра выходит из-под контроля: ловушки геймификации в обучении

Геймификация в образовании — не новость. Баллы, бейджи, уровни, турниры — все это давно шагнуло за пределы компьютерных игр и стало инструментом в руках преподавателей, тренеров, корпоративных методистов. Кто-то радуется: учиться стало интереснее! Кто-то, напротив, морщит лоб: а не слишком ли все это похоже на манипуляцию?

Особенно скептически к геймификации относятся «олдскульные» профессионалы. В их представлении обучение — это дело серьезное, строгое, с четкой структурой и без всяких игр. И, откровенно говоря, их сомнения не лишены оснований, потому что если под геймификацией понимать просто раздачу баллов и обещание призов за участие, то да, толку от такого новшества будет мало. А иногда и вовсе сплошной вред.

Когда игра играет против

Автор и практик в области геймификации Анастасия Высоцкая в своей книге «Да начнется игра!» подробно разбирает, как именно игровые элементы могут не помочь, а навредить. Речь не о технических ошибках или неудачной графике, речь о манипуляциях — не всегда злонамеренных, но всегда чувствительных для участников.

Иногда преподаватели используют игровые механики не просто для того, чтобы мотивировать студентов или участников тренинга, а чтобы мягко подтолкнуть их к нужному выбору, проконтролировать поведение или сэкономить на бюджете. Все это может выглядеть как милые педагогические приемы, но по факту оставляет у людей ощущение несправедливости, а значит, разрушает доверие.

Ловушка №1: «свободный выбор» по сценарию

Представим ситуацию: группе предлагается выбрать тему проекта или формат задания. На бумаге — полная свобода, но в реальности одна из опций выглядит явным фаворитом: ярче оформлена, сулит больше баллов, а может, и сама подача намекает — «вот это надо выбрать, это правильный путь».

И вроде бы никто никого не заставляет, но ощущение подставы все равно появляется. Особенно у тех, кто вначале выбрал другой путь. Получается, как будто свобода выбора есть, но за «неправильный» выбор наказывают. И вот уже участники теряют интерес, начинают сомневаться в правилах игры и задаются вопросом: а честно ли здесь вообще все? Часть группы, конечно, с радостью примет предложенный вариант, особенно если он совпадает с их внутренними установками. Но другая часть почувствует подвох — и начнет сопротивляться. А если люди чувствуют, что ими манипулируют, — они замыкаются, даже если намерения разработчиков были самыми благими.

Ловушка №2: приз, которого нет

Еще одна частая история — когда участникам обещают щедрые призы, причем обещают так, что глаза горят, мотивация зашкаливает, обучение летит как на крыльях. А потом оказывается, что главный приз — где-то на горизонте, но его достать невозможно. Не потому что человек недостаточно старался, а потому что система так устроена.

И вот здесь происходит слом. Люди чувствуют себя обманутыми. Они старались, верили в правила, выкладывались, а потом бах — и оказалось, что их надежды были напрасны. Кто-то может отмахнуться: ну, подумаешь, игра не удалась, но в обучении так не работает. Потерянное доверие означает, что человек больше не будет воспринимать геймификацию всерьез. А значит, метод потеряет свою силу.

Особенно грустно, когда обман с призами — результат не злого умысла, а банальной ошибки в расчетах. Условно, по правилам выдать ценные подарки можно только трем лучшим участникам, а реально достойных претендентов оказалось десять. И вот тут начинается: либо менять правила на ходу (что тоже подрывает доверие), либо рассыпать «поощрительные призы» с извинениями. Что, конечно, лучше, чем ничего, но осадочек останется.

Почему это важно

Эти примеры — не просто ситуации из разряда «ну не получилось, с кем не бывает». Это признаки того, что геймификация может работать против обучения, если с ней обращаться небрежно. Манипуляции, даже тонкие и незаметные, разрушают суть игрового подхода: свободу, честность, внутреннюю мотивацию.

Сложность в том, что такие ловушки часто незаметны для самих авторов обучающих программ. Им может казаться, что они лишь помогают участникам не сбиться с пути, подсказывают, поддерживают, а на деле — управляют выбором, подменяют честную игру сценарием.

Как быть

Правила простые, но требующие внимательности:

  • если обещаете призы — будьте уверены, что их реально можно получить;
  • если даете выбор — пусть он будет настоящим, без скрытых подсказок;
  • не пытайтесь «вести» участников, верьте в их способность принимать верные решения;
  • если что-то пошло не так — не маскируйте, лучше объясните и скорректируйте.

И главное — помните, что обучение, даже в игровой форме, — это всегда про доверие. А доверие нельзя построить на хитростях.

Вместо итога

Геймификация — это мощный инструмент, который может вдохновлять, вовлекать, превращать даже самые скучные темы в увлекательные путешествия. Но только в том случае, если с ней обращаться честно, без сценарных ловушек, недостижимых призов и манипуляций. Тогда игра действительно начнется — и счет будет в вашу пользу!

Поделиться
Оставить отзыв
Все статьи
Ваш комментарий/отзыв/вопрос
Здесь пока нет ни одного комментария
Ваш комментарий / отзыв
Если у вас есть вопрос напишите его мы постараемся ответить
* - Обязательное поле

Отзывы наших студентов Смотреть другие видеоотзывы наших студентов

play
YouTube video playerD3EYRnozxps
play
YouTube video playeranZ4q63C4v0
play
YouTube video player8sNebkElChw
play
YouTube video player8LKj9MBnV7c
Напишите нам, мы онлайн!
Наши Telegram каналы

Заказать звонок

Оставляя заявку, вы принимаете условия Политики конфиденциальности