2025-07-15 14:02:32

Как воспитывать одаренного ребенка: важные советы родителям

Как воспитывать одаренного ребенка: важные советы родителям

Одни дети учатся быстрее других. Некоторых принято считать одарёнными, ну а их родителей традиционно считают счастливчиками. На самом деле, если не работать с такими детьми, не продумывать академическую стратегию хотя бы на несколько лет вперёд, рано или поздно ребенок утратит интерес к обучению. Попробуем разобраться, как этого избежать. Итак, как воспитывать одаренного ребенка?

Драмкружок, кружок по фото, а ещё…

Если дитяти играючи даются примеры и задачки, родители очень быстро к этому привыкают и начинают хотеть/требовать всё больше, чтобы «нафаршировать» мозг ребенка знаниями, нередко не оставляя времени на полноценный сон, игры и общение со сверстниками. Часто подготовка к школе для таких детей начинается с 3-4 лет: бесконечные кружки и репетиторы сменяют один другого, а один из родителей превращается в гибрид личного водителя, сопровождающего и надсмотрщика.

При этом родители забывают простую истину: гений — это прежде всего свобода, а свобода не терпит казарменных порядков. Зубрёжка — сомнительный способ добиться успеха.

Несколько кружков для дошкольника, тем более для младших школьников, и без того неслабо загруженных свалившимися на них объёмами информации, это перебор much. Нервная система ребенка в таком возрасте ещё недостаточно крепкая, чтобы справиться с таким испытанием — а значит, ребенка неизбежно будут ждать стресс, трудности со сном и концентрацией внимания. Ну а к пубертату ваш маленький гений подойдёт издёрганным мизантропом в состоянии затяжной депрессии, совершенно неподготовленным к трудностям реальной жизни — думаем, вам такое точно не надо.

Завышенные требования со стороны родителей приводят к утрате мотивации, вырабатывают стойкую нелюбовь к учебе и обучению в принципе, не говоря уже о том, что оценка через достижения ложится тяжким грузом на психику детей: каждый провал будет восприниматься как вселенская катастрофа, а столкновение вколоченного перфекционизма заставит всю жизнь жить под страхом совершения ошибки.

В первый раз — в первый класс

Ещё одна довольно распространённая ошибка — стремление во что бы то ни стало отдать ребенка в школу пораньше. Некоторые пытаются посадить за парту пятилеток, а отдельные, самые упрямые и настырные родители, умудряются сделать это, едва лишь детям исполнится четыре!

На практике готовность к школе измеряется не только и не столько умением читать и писать — в школе этому в любом случае научат, на то и первый класс. Но не обладая должной усидчивостью, навыками самообслуживания, коммуникации, не умея завязывать шнурки или играть со сверстниками, ребенок с высокой вероятностью станет отстающим, какие бы длинные примеры и задачки он ни решал в уме.

Детям очень важно дать возможность и время играть, именно игровой формат лучше других способствует усвоению нового материала в этом возрасте — для любого другого у малыша просто ещё недостаточно усидчивости и житейского опыта. Совершенно нормально, что дети в таком возрасте не хотят часами высиживать за партой, «стекают» под стол и не слушаются учителя! Заставлять их не нужно. Не готов? Не беда, пускай лучше ещё годик поиграет: игры и спортивная активность способствуют развитию эмоционального интеллекта, крупной и мелкой моторики.

Как понять, что ребенок на самом деле одаренный?

Даже если ребенок хорошо учится и на голову опережает одноклассников, это ещё не значит, что он гениален. Гений, прежде всего, умеет мыслить нестандартно, не боится экспериментов и выхода за рамки правил.

Одаренные дети демонстрируют определенные качества, напрямую не связанные с учебой:

  • Любознательны, интересуются устройством мира и отдельных вещей, задают многочисленные вопросы и ищут на них ответы — как самостоятельно, так и с участием родителей и других важных взрослых;
  • Демонстрируют ранее развитие — гении могут уметь читать и писать уже в два-три года, их мышление куда более абстрактно и логично, чем у сверстников;
  • Могут сосредоточиться на задаче и последовательно решать её, не отвлекаясь на раздражители;
  • Мыслят нестандартно, демонстрируя неординарный подход и творческие пути решения стоящих перед ними проблем;
  • Обладают отличной памятью, легко схватывая информацию и хорошо её запоминая без оглядки на формат, будь то текст, цифры, даты или имена.

И если ребенку что-то из этого списка дано, это еще не значит, что всё остальное как-нибудь само придёт! Любознательность и любопытство нужно поощрять, память — тренировать, а сосредоточению и концентрации научит дисциплина.

Вообще все дети уникальны, и гениальность, неординарность не сводится к успехам в учебе и смелым химическим опытам в ванной комнате или во дворе. Талант может проявляться в искусстве, музыке или спорте — и именно эти качества ребенка, а затем и подростка необходимо поощрять. То есть, условно говоря, правы не те родители, которые запишут его в пять секций и заставили заниматься двумя языками — так у маленького человека не остается времени на полноценные игры, общение и сон — а те, кто помог выбрать одну, максимум две секции, чтобы ему было удобно и комфортно, оставалось время на жизнь и мечтания.

Ещё лучше будет, если интерес будет общим — ходить на футбол с отцом или на гимнастику с матерью, учиться готовить или ковырять двигатель внутреннего сгорания в гараже веселее и интереснее вместе.

Важно помнить, что у ребенка ещё маловато жизненного опыта, так что ошибки и неудачи он воспринимает острее, чем взрослый. Крайне важно научить его справляться с негативом и воспринимать собственные ошибки должным образом, как пережиток любой деятельности, неизбежный побочный эффект пути к успеху. Побеждает ведь не самый сильный, а тот, кто идёт до конца и готов на многое, чтобы добиться результатов!

Любите и позволяйте быть любимым

И теперь мы подошли к главному. Куда важнее не «нафаршировать» ребенка знаниями, приколачивая его намертво к стулу, а создать в семье такую атмосферу, чтобы он сам захотел учиться, проявлял изобретательность и творческий подход, приобрел и развил нестандартное мышление. Важны навыки командной работы, эмоциональный интеллект и умение сосредотачиваться, отделять главное от второстепенного. Ну и конечно, учеба не должна превалировать над всем остальным — так вы спасете маленького гения от незавидной участи многих прославленных советских вундеркиндов.

И наконец, самое важное, то, к чему должны стремиться все без исключения родители: нужно создать ребенку место, где он будет ощущать себя в безопасности. Ощущение, что тебя любят просто так, ни за что, просто потому, что ты есть, и примут в любом случае, даже если что-то не получится, куда ценнее самых дорогих репетиторов, крутых школ и часов, проведённых за учебником или инструментом. Только так — в любви, безопасности и свободе — сохраняется и преумножается настоящий талант!

Поделиться
Оставить отзыв
Все статьи
Ваш комментарий/отзыв/вопрос
Здесь пока нет ни одного комментария
Ваш комментарий / отзыв
Если у вас есть вопрос напишите его мы постараемся ответить
* - Обязательное поле

Отзывы наших студентов Смотреть другие видеоотзывы наших студентов

play
YouTube video playerD3EYRnozxps
play
YouTube video playeranZ4q63C4v0
play
YouTube video player8sNebkElChw
play
YouTube video player8LKj9MBnV7c
Напишите нам, мы онлайн!
Наши Telegram каналы

Заказать звонок

Оставляя заявку, вы принимаете условия Политики конфиденциальности