Одни дети учатся быстрее других. Некоторых принято считать одарёнными, ну а их родителей традиционно считают счастливчиками. На самом деле, если не работать с такими детьми, не продумывать академическую стратегию хотя бы на несколько лет вперёд, рано или поздно ребенок утратит интерес к обучению. Попробуем разобраться, как этого избежать. Итак, как воспитывать одаренного ребенка?

Драмкружок, кружок по фото, а ещё…
Если дитяти играючи даются примеры и задачки, родители очень быстро к этому привыкают и начинают хотеть/требовать всё больше, чтобы «нафаршировать» мозг ребенка знаниями, нередко не оставляя времени на полноценный сон, игры и общение со сверстниками. Часто подготовка к школе для таких детей начинается с 3-4 лет: бесконечные кружки и репетиторы сменяют один другого, а один из родителей превращается в гибрид личного водителя, сопровождающего и надсмотрщика.
При этом родители забывают простую истину: гений — это прежде всего свобода, а свобода не терпит казарменных порядков. Зубрёжка — сомнительный способ добиться успеха.
Несколько кружков для дошкольника, тем более для младших школьников, и без того неслабо загруженных свалившимися на них объёмами информации, это перебор much. Нервная система ребенка в таком возрасте ещё недостаточно крепкая, чтобы справиться с таким испытанием — а значит, ребенка неизбежно будут ждать стресс, трудности со сном и концентрацией внимания. Ну а к пубертату ваш маленький гений подойдёт издёрганным мизантропом в состоянии затяжной депрессии, совершенно неподготовленным к трудностям реальной жизни — думаем, вам такое точно не надо.
Завышенные требования со стороны родителей приводят к утрате мотивации, вырабатывают стойкую нелюбовь к учебе и обучению в принципе, не говоря уже о том, что оценка через достижения ложится тяжким грузом на психику детей: каждый провал будет восприниматься как вселенская катастрофа, а столкновение вколоченного перфекционизма заставит всю жизнь жить под страхом совершения ошибки.
В первый раз — в первый класс
Ещё одна довольно распространённая ошибка — стремление во что бы то ни стало отдать ребенка в школу пораньше. Некоторые пытаются посадить за парту пятилеток, а отдельные, самые упрямые и настырные родители, умудряются сделать это, едва лишь детям исполнится четыре!
На практике готовность к школе измеряется не только и не столько умением читать и писать — в школе этому в любом случае научат, на то и первый класс. Но не обладая должной усидчивостью, навыками самообслуживания, коммуникации, не умея завязывать шнурки или играть со сверстниками, ребенок с высокой вероятностью станет отстающим, какие бы длинные примеры и задачки он ни решал в уме.
Детям очень важно дать возможность и время играть, именно игровой формат лучше других способствует усвоению нового материала в этом возрасте — для любого другого у малыша просто ещё недостаточно усидчивости и житейского опыта. Совершенно нормально, что дети в таком возрасте не хотят часами высиживать за партой, «стекают» под стол и не слушаются учителя! Заставлять их не нужно. Не готов? Не беда, пускай лучше ещё годик поиграет: игры и спортивная активность способствуют развитию эмоционального интеллекта, крупной и мелкой моторики.
Как понять, что ребенок на самом деле одаренный?
Даже если ребенок хорошо учится и на голову опережает одноклассников, это ещё не значит, что он гениален. Гений, прежде всего, умеет мыслить нестандартно, не боится экспериментов и выхода за рамки правил.
Одаренные дети демонстрируют определенные качества, напрямую не связанные с учебой:
- Любознательны, интересуются устройством мира и отдельных вещей, задают многочисленные вопросы и ищут на них ответы — как самостоятельно, так и с участием родителей и других важных взрослых;
- Демонстрируют ранее развитие — гении могут уметь читать и писать уже в два-три года, их мышление куда более абстрактно и логично, чем у сверстников;
- Могут сосредоточиться на задаче и последовательно решать её, не отвлекаясь на раздражители;
- Мыслят нестандартно, демонстрируя неординарный подход и творческие пути решения стоящих перед ними проблем;
- Обладают отличной памятью, легко схватывая информацию и хорошо её запоминая без оглядки на формат, будь то текст, цифры, даты или имена.
И если ребенку что-то из этого списка дано, это еще не значит, что всё остальное как-нибудь само придёт! Любознательность и любопытство нужно поощрять, память — тренировать, а сосредоточению и концентрации научит дисциплина.
Вообще все дети уникальны, и гениальность, неординарность не сводится к успехам в учебе и смелым химическим опытам в ванной комнате или во дворе. Талант может проявляться в искусстве, музыке или спорте — и именно эти качества ребенка, а затем и подростка необходимо поощрять. То есть, условно говоря, правы не те родители, которые запишут его в пять секций и заставили заниматься двумя языками — так у маленького человека не остается времени на полноценные игры, общение и сон — а те, кто помог выбрать одну, максимум две секции, чтобы ему было удобно и комфортно, оставалось время на жизнь и мечтания.
Ещё лучше будет, если интерес будет общим — ходить на футбол с отцом или на гимнастику с матерью, учиться готовить или ковырять двигатель внутреннего сгорания в гараже веселее и интереснее вместе.
Важно помнить, что у ребенка ещё маловато жизненного опыта, так что ошибки и неудачи он воспринимает острее, чем взрослый. Крайне важно научить его справляться с негативом и воспринимать собственные ошибки должным образом, как пережиток любой деятельности, неизбежный побочный эффект пути к успеху. Побеждает ведь не самый сильный, а тот, кто идёт до конца и готов на многое, чтобы добиться результатов!
Любите и позволяйте быть любимым
И теперь мы подошли к главному. Куда важнее не «нафаршировать» ребенка знаниями, приколачивая его намертво к стулу, а создать в семье такую атмосферу, чтобы он сам захотел учиться, проявлял изобретательность и творческий подход, приобрел и развил нестандартное мышление. Важны навыки командной работы, эмоциональный интеллект и умение сосредотачиваться, отделять главное от второстепенного. Ну и конечно, учеба не должна превалировать над всем остальным — так вы спасете маленького гения от незавидной участи многих прославленных советских вундеркиндов.
И наконец, самое важное, то, к чему должны стремиться все без исключения родители: нужно создать ребенку место, где он будет ощущать себя в безопасности. Ощущение, что тебя любят просто так, ни за что, просто потому, что ты есть, и примут в любом случае, даже если что-то не получится, куда ценнее самых дорогих репетиторов, крутых школ и часов, проведённых за учебником или инструментом. Только так — в любви, безопасности и свободе — сохраняется и преумножается настоящий талант!